ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ ПО АНТИЧНОМУ ПЕРИОДУ

2
(4)

Трофимова Полина Игоревна

Научный руководитель: Ильинова Елизавета Алексеевна, учитель истории Гимназии ОГУ им. И.С. Тургенева в г. Мценске

Гимназия ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» в г. Мценске

Е-mail: Liza.ilinova.80@mail.ru

Аннотация

Впервые теоретическое осмысление и практическая реализация терминов «гражданин», «права и свободы гражданина», «гражданское общество» происходит в греко-римскую эпоху.

Целью моей исследовательской работы является рассмотрение античного периода государственности сравнительная характеристика с периодом государственности в современной России. Задачами работы являются рассмотрение особенных черт государственности и гражданственности на время античного периода Римской империи; выявить характерные особенности эпохи римского могущества времени городов-полисов по сравнению с основными законами гражданственности в России; провести социологическое исследование основных прав и обязанностей гражданина в современной России.  Актуальность данного исследования заключается в исследовании специфики античных гражданских прав для  правового положения гражданина в России в XXI веке.

Важной чертой античной государственности являлся её общинный характер. Существовала система взаимных прав и обязанностей между обществом и личностью. Важнейшими правами были: 1) право на землю, 2) участие в защите Родины, 3) участие в политической жизни. Человек, обладавший такими правами, считался гражданином. Античный гражданин был един в трёх лицах: собственник, воин, обладатель политических прав.  Каждый гражданин располагал земельным участком, на которое у него было право собственности. Земля и труд рассматривались как важнейший источник благосостояния и достойной жизни. Земледельческий труд рассматривался как труд первого сорта,  а ремесло и торговля были занятиями второго сорта.

Воинская служба являлась и правом и обязанностью гражданина. Это идея защиты родного коллектива, своей семьи, собственности. Античный воин защищал, проходя воинскую службу, защищал свои интересы. Армия была гражданским ополчением. Античное государство заботилось, чтобы гражданин был способен защищать родину. Юноши проходили службу 2 года. После прохождения службы юноши считались полноправным гражданином.

Особенностью античного политического устройства была неотделённость государственного аппарата управления от общества.  Не существовало государственного аппарата управленцев от общества. Важнейшие функции управления исполняли сами граждане на выборной основе.

Римляне распространяли в своих провинциях строй самоуправляющихся

городов, граждане которых были обязаны участвовать в общественной жизни и управлении. Такой строй назывался муниципальным. За время существования Римской империи население территорий, попавших под римское господство, было сформировано римским правом, в уважении к личности гражданина, частной собственности, к традициям коллективного решения общих дел.

Государство было обязано содержать своих граждан. Организовывались строительные государственные работы, дававшие заработок горожанам. Приобретались и разрабатывались рудники ценных металлов, рудники со строительным камнем. Обычным дело для города было строительство стадионов, гимназий, театров, цирков, ипподромов, площадей, храмов.

Богатые сограждане облагались специальными почётными повинностями в пользу общества (литургии). За свои счёт они устраивали городские праздники, театральные представления, снаряжали военные корабли… Это давало богатым гражданам авторитет и престиж, который затем использовался в политической жизни.

В античном обществе издавались законы против роскоши, введение земельного максимума. Это делалось для определения относительно одинакового уровня благосостояния граждан. Полисный гражданский строй оставался прочны до тех пор, пока основная масса граждан сохраняла имущественный достаток среднезажиточных крестьян.

Установка на экономическое равенство порождала  общественную психологию, ориентированную  на умеренность, средний уровень. Античное общественное мнение осуждало тех, кто копил богатства, и тех, кто вёл праздный образ жизни. Гражданское общество держало под контролем благосостояние своих граждан.

Античный гражданин имел возможность свободно  перемещаться и активно включаться в культурную жизнь на новом месте. Результатом было усовершенствование всех отраслей культуры, реалистичностью, близостью к человеку, способностью к развитию. Античность славила личную творческую индивидуальность. Но античный гражданин учился соотносить свои личные устремления с общественным мнением.

Основными достижениями греко-римской цивилизации в становлении и реализации понятий «гражданское общество» можно назвать:

  1. Ценность для общества каждого  гражданина.
  2. Неразделённость прав и обязанностей гражданина.
  3. Наличие частной собственности, защищаемой государством.
  4. Воинская служба ( право и обязанность).
  5. Государственный аппарат неотделён от общества и комплектуется из граждан по принципу сменяемости, выборности,  подотчётности перед коллективом.
  6. Экономическое равенство граждан, прогрессивное налогообложение.
  7. Государственная защита граждан от обнищания и забота об их достойном существовании и досуге.
  8. Личная свобода граждан, не противоречащая общественным интересам.
  9. Воспитание граждан в духе состязательности, соревнования (любого вида) на благо всего коллектива.

Вся совокупность прав, свобод и обязанностей человека взаимосвязаны между собой с интересами и потребностями коллектива и государства. Это сложная многогранная сфера взаимных интересов, где государство выступает гарантом прав и свобод человека.

В гимназии среди учащихся 7-8 классов проводился социологический опрос по теме «Соблюдение гражданских прав в современной России». Были заданы вопросы:

  1. Какие права вы знаете?
  2. Какие обязанности Вы можете перечислить?
  3.  Что в Вашем понимании есть «демократия»?

На первый вопрос:

 —  60% опрошенных учащихся назвали права:  право на жизнь, право на  свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища, право на выбор места жительства, право на свободное вероисповедание,  право на свободу мысли и слова;

—  35 % опрошенных учащихся назвали к имеющимся правам также право на национальность, право на неразглашение информации, право на личное достоинство;

— 5% опрошенных учащихся вспомнили только права: право на жизнь и право на неприкосновенность жилища.

По второму вопросу:

— 55% опрошенных учащихся знают основные обязанности гражданина: соблюдение Конституции, защита отечества, сохранение природы, сохранение памятников культуры, уважение прав и свобод других лиц;

— 30% опрошенных учащихся в дополнение к вышеперечисленным обязанностям добавили также: возможность иметь двойное гражданство, забота о детях и родителях, уплата налогов;

— 15% опрошенных  учащихся ответили по вопросу об основных обязанностях гражданина: соблюдение Конституции и защита Отечества.

На третий вопрос:

— «демократия» это власть народа, которая распределена между народными представителями – так считает 75% опрошенных;

— 20% опрошенных считают демократическую форму правления самой распространённой в мире;

— 5% опрошенных учащихся считают эту форму нереальной к существованию.

Список использованных источников

  1. Аристотель. Политика / Аристотель. – Москва, 2017. – Текст : непосредственный.
  2. Багратян Г.А. Общество и государство / Г.А. Багратян. – Москва, 2018. – Текст : непосредственный.
  3. Гиро П. Быт и нравы древних греков / П. Гиро. – Смоленск, 2018. – Текст : непосредственный.
  4. Межерицкий Я.Ю. Быт и история в античности / Я.Ю. Межерицкий. – Москва, 2018. – Текст : непосредственный.
  5. Ханкевич О.И. Становление гражданского общества в европейской античности / О.И. Ханкевич. – Текст : непосредственный  // Право и демократия : сборник научных трудов БГУ. – Минск, 2017.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий