ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

3
(2)

Питинова Екатерина Сергеевна

Научный руководитель: Питинова Наталья Михайловна, учитель начальных классов МБОУ – гимназия № 34 г. Орла

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия № 34 г. Орла

Актуальность исследования

Современное, высокоразвитое общество требует воспитания граждан, обладающих активной гражданской позицией, патриотизмом, правовой культурой. Названные качества должны формироваться у детей еще со школьного возраста, поэтому данная задача всецело возложена на образовательные учреждения, в первую очередь, на школы. По данной причине, изучение вопросов повышения правовой грамотности младших школьников является в настоящее время особенно актуальными.

Цель исследования: изучить вопросы правовой грамотности учеников начальных классов.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть значимость формирования правовой грамотности у младших школьников;
  2. Рассмотреть нормативно-правовую основу правового воспитания учащихся;
  3. Изучить формы обучения правовой грамотности учащихся начальных классов.

Значимость и новизна исследования

Значимость исследования состоит в формировании правовой грамотности школьников, разработке наиболее эффективных форм ее практического использования в повседневной жизни. Новизна состоит в систематизации форм обучения правовой грамотности у младших школьников.

Основной текст работы

Существует мнение, что вопросы правовой грамотности должны изучаться лишь в старшей школе. Однако, это в корне не верно. Современное, быстро развивающееся общество требует правовой осведомленности во многих областях. Поэтому формирование правосознания должно начинаться еще с начальной школы. Низкая правовая грамотность молодых людей может наносить ущерб не только им самим, но и обществу, и государству, зачастую они оказываются в ситуации не позволяющей в полной мере пользоваться своими правами. Повышение правосознания людей, и в частности правосознания школьников, является одной из задач по построению гражданского общества.

В письме Минобрнауки России от 03.10.2017 N 09-1995 «О направлении рекомендаций» подчеркивается, что «достижение высокого уровня правовой культуры возможно лишь при ее грамотной организации, в первую очередь в образовательных учреждениях». Отдельные положения по данному вопросу также содержатся и в федеральных государственных образовательных стандартах. Мероприятия по правовой грамотности могут проходить в форме внеурочной деятельности, деловых игр, конкурсов, викторин, дискуссий. Применительно к воспитанию правовой культуры у младших школьников необходимо выделить следующие этапы:

— ознакомление школьников с понятием и сущностью правовых норм;

— формирование уважительного отношения школьников к закону;

— формирования осознания того, какое поведение является правомерным и неправомерным. 

Основная задача мероприятий по правовой грамотности младших школьников состоит в том, чтобы наглядно разъяснить детям, каким образом устроено наше государство, какими правами и обязанностями обладают граждане, какие существуют виды юридической ответственности в случае нарушения правовых норм и др.

Проведенное анкетирование среди учеников 2-3 классов МБОУ Гимназии № 34 г. Орла выявило низкий уровень правовой культуры детей. Правильно было выполнено лишь 24% заданий.  Данное исследование еще раз подтверждает, что важно, чтобы уже с малолетнего возраста ребенок осознавал последствия своих поступков. Для учеников начальной школы первым шагом к правовому воспитанию будет ознакомление с правилами поведения в школе, правами и обязанностями ученика, государственной символикой Российской Федерации, а также с Конституцией РФ – основным законом страны. Для лучшего усвоения данный материал можно представить в виде видеоролика, мультфильма с дальнейшим обсуждением, викторины, игры. Последняя, пожалуй, является наиболее эффективным способом усвоения материала, ведь важно, чтобы процесс обучения был занимательным для учеников и способствовал практическому использованию знаний. В этом могут помочь, например, ученики 10-11 классов, углубленно изучающие обществознание, право. Проводя такие уроки, старшеклассники закрепляют полученные знания, а младшие школьники приобретают новые. Игровые задания могут быть самыми разнообразными, например, собрать текст гимна РФ из карточек, соотнести права и обязанности гражданина, разрешить простейшую кейс-ситуацию, связанную с правилами дорожного движения и др.

Итоги исследования

Исследование показало необходимость проведения как можно большего количества мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности младших школьников. Интерактивные формы проведения подобных мероприятий позволят лучше усвоить и применить полученные знания.

Список использованных источников

  1. Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей : письмо Минобрнауки России от 03.10.2017 г. № 09-1995. – Текст : непосредственный // Вестник образования. – 2017. – № 23.
  2. Клюева, В. В. Правовая грамотность учащихся старших классов / В. В. Клюева,  М. В. Данилова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 5. – С. 518-521.
  3. Федулкин, Д. Ю. Элективные курсы как средство повышения правовой грамотности в начальной школе. – Текст : непосредственный // Наука через призму времени. – 2018. – № 6.  – C. 210-215.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий