ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В «ПАНАЕВСКОМ ЦИКЛЕ» Н. А. НЕКРАСОВА И «ДЕНИСЬЕВСКОМ ЦИКЛЕ» Ф. И. ТЮТЧЕВА

4
(8)

Енина Софья Юрьевна

Научный руководитель: Савостикова Анна Борисовна, канд.пед.наук, учитель русского языка и литературы МБОУ — гимназия №16 г. Орла

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия  № 16 г. Орла

E-mail: school16_orel@mail.ru

 «Панаевский цикл» Н.А. Некрасова и «Денисьевский цикл» Ф.И. Тютчева стали определенной ступенью в развитии русской любовной лирики. Поэты, являясь яркими самобытными личностями, привнесли свое виденье жизни души и сердца, обогатив русскую традицию раскрытия данной темы. Наглядно представив любовную коллизию в стихотворениях, собранных единой нитью в циклы, авторы реализовали особую художественную возможность, которая позволила им создать тип эстетического целого, а не просто ряд произведений, собранных искусственно воедино.

Следует отметить, что «Панаевский» и «Денисьевский» циклы не были исследованы с точки зрения структурной организации. Это компенсировалось пристальным вниманием критиков к тематическим особенностям данных художественных поэтических книг» [10].

Классификацию точек зрения исследователей можно представить следующим образом: Корман, Розанова, Коровин доказывают, что любовь у Некрасова – это сложное переплетение поэтического и прозаического, Бухштаб и Захаркин сходились во мнении, что любовь поэта – это, прежде всего, социальное чувство.

Тема любви нашла свое оригинальное воплощение и в «Денисьевском цикле» Тютчева. Он имеет автобиографические основы и посвящен Е.А. Денисьевой. Любовь рассматривается поэтом по-иному, со свойственным ему трагическим мироощущением. Гуковский исследовал 2 цикла и находил в них точки соприкосновения. По мнению исследователя, для лирики обоих поэтов характерен драматизм, изображение героя не как морального и эстетического

идеала, а как конкретного живого человека, несущего в себе душевные болезни больного века.

Рассматривая «Денисьевский цикл», Гуковский отмечал характерную особенность его построения: главная линия развивается подобно сюжету прозаического романа. Бухштаб в своих наблюдениях пошел дальше, он видит в «Денисьевском цикле» своеобразный мученический роман, психологические перипетии которого и самый облик героини напоминают романы Достоевского.

Гуковский видит точки соприкосновения в виденье любви Тютчева и Некрасова, но детально не исследует этот вопрос. Наметки сопоставительного анализа видны и в работе Козмина, но он исследует эти циклы только с одной точки зрения: психологизма. Так как только два исследователя обращались к сопоставительному анализу «Панаевского цикла» Некрасова и «Денисьевского цикла» Тютчева и проводили его в одном аспекте, целью исследовательской работы является выявление философии любви Некрасова и Тютчева.

Малое количество исследовательских работ, посвященных сравнительно — сопоставительному анализу этих двух циклов, делает изучение поэтического наследия Некрасова и Тютчева  перспективным аспектом современной науки.

Выявление философии любви путем сравнительно-сопоставительного анализа двух циклов  составляет актуальность работы.

Особенности избранного метода исследования, материал и цель исследования определили основные задачи:

— изучение литературоведческих исследований по теме работы;

— анализ стихотворений, входящих в циклы;

— определение доминантных тем и образов;

— рассмотрение особенностей творческого метода поэтов при рассмотрении темы любви.

Предметом исследования является  совокупность поэтических текстов Некрасова и Тютчева, в которых доминантной темой является тема любви.

Таким образом, сопоставив эти два цикла, выявив их яркие отличительные особенности, можно  осознать понимание любви Тютчевым и Некрасовым. В «Денисьевском цикле» любовь имеет двупланное воплощение. Когда Тютчев рассматривает любовь между двумя людьми, то она представляется как «поединок роковой», «роковое сочетание и слияние» двух душ, когда каждый стремится занять ведущую позицию, максимально выразить свое я, но в то же время и взять все душевные силы у другой стороны, порой, ничего не предлагая взамен. Это некий психологический процесс отдачи и принятия.

С другой стороны поэт рассматривает любовь как некую философскую категорию, которая имеет небесное, космическое начало. Любовь, покровительницей которой является Урания, представляет собой созидательное начало в жизни человека, когда душа поднимается до уровня философского переосмысления и понимания. Любовь – это способ приблизиться к Богу, вскрыть заложенные в человека возможности.

Счастье, согласно данному пониманию любви, возможно в страдании, которое приносит любовь без божьего согласья.

Некрасов близок концепции Тютчева, но все же для него любовь – это не роковой поединок, а диалектическое единство прозы жизни с поэзией чувства. Эта цепь вспышек страсти и озарений души. Любовь – это преобразующее начало, но не космическое, как у Тютчева. Она изменяет душу, но здесь, на земле, она приводит к самоанализу и рефлексии. По иному обыгрывается и страсть, это не только сексуальное влечение к женщине, это страсть самобичевания и страсть как раковое судьбоносное начало, изнаночной стороной которого является бездна, «глубина волн».

Выводы                                            

Работа, посвященная художественному анализу циклов, их сопоставлению дала возможность реализовать цели и задачи работы. Таким образом,  в «Панаевском цикле» Н.А. Некрасова изменяются характеры лирического героя и героини, выделяется новаторство поэта и художественное своеобразие цикла, выраженное в психологической глубине изображения любовного конфликта. В  «Денисьевском цикле» Ф.И. Тютчева, раскрывается понимание темы любви поэтом. Это выявляется через осмысление роли образа «рока», мотива жизненной «борьбы», сочетания психологической конкретности в передаче чувства любви с философским осмыслением событий душевной жизни. Сопоставительный анализ двух циклов позволяет осмыслить понимание любви поэтами в философском ключе. Таким образом, была достигнута основная цель и задачи  работы: сопоставить «Денисьевский» и «Панаевский» циклы и выявить философию любви Н.А. Некрасова и Ф.И. Тютчева.

Список использованных источников

  1. Бухштаб Б.Я. Некрасов. – Л., 1989.
  2. Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев, Фет, Козьма Прутков, Добролюбов. – Л., 1970.
  3. Ермилова Е.В. Поэзия второй половины XIX в. // История Всемирной литературы : в 9 т. Т.7. – М., 1991.
  4. Захаркин А.Ф. Русские поэты второй половины XIX века. – М., 1975.
  5. История русской поэзии: в 3-х т. – Л., 1969.
  6. Касаткина В.Н. Поэзия Тютчева. – М., 1978.
  7. Козмин И.В. Психологизм лирики Тютчева // Русская литература. – 1992. – №1. – С. 14-172.
  8. Корман Б.О. Лирика Некрасова. – Ижевск, 1998.
  9. Коровин В.И. Русская поэзия XIX  века. – М., 1997.

       10.Лебедев Ю.В. Литература : учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы. – М., 1992.

         11.Озеров Л. Поэзия Тютчева. – М., 1975.

         12.Пигарев К.В. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. – М., 1963.

         13.Розанова Л. О творчестве Н.А. Некрасова. – М., 1988.              14.Скатов Н.Н. Некрасов. – М., 1994. – (Жизнь замечательных людей).

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4 / 5. Количество оценок: 8

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий