СВЯЗЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ С ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДРОСТКОВ

3
(3)

Муницына Анна Андреевна

Научный руководитель: Дмитриева Анастасия Андреевна, педагог-психолог МБОУ – гимназия № 34 г. Орла

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия № 34 г. Орла

Термин «прокрастинация» приобрел особую актуальность в современном мире. Прокрастинация (лат. pro – вместо и crastinus – завтрашний) – тенденция откладывать выполнение необходимых дел «на потом»; поведенческий паттерн, при котором выполнение ведущей для человека в данный период времени деятельности осознанно откладывается. Человек остается деятельным, но его активность направлена на посторонние, малозначимые, иногда просто бессмысленные занятия. Еще Н. Милгрем [2] в 1922 г. назвал прокрастинацию болезнью современности. Безусловно, каждый человек хотя бы раз в жизни отказывался от выполнения каких-либо действий и откладывал их, особенно когда надо было делать что-либо, что ему не нравится или кажется бесполезным.  Но при прокрастинации человек медлит даже тогда, когда полностью уверен в необходимости и важности действий.  В настоящее время отмечается несколько определений феномена «прокрастинация». Рассмотрим некоторые из определений данного термина:

  1. Иррациональная задержка, которая охватывает несоответствие между намерением и действием: оно происходит, когда люди намерены действовать, но не действуют, несмотря на то, что они знают, что им будет хуже [1].
  2. Откладывание дел «на потом», имеющее негативные (не сделанная вовремя работа) и болезненные последствия. Рассматривается как характеристика, негативно влияющая на успешность человека [3].
  3. Добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, невзирая на то, что это дорого обойдется или возымеет негативный эффект для личности [4].

Из приведенных выше определений мы можем выделить определенные черты прокрастинации. Во-первых, это осознанный отказ или максимальная отсрочка выполнения какой-либо задачи. Во-вторых, прокрастинатор не бездействует, он переключается на активной выполнение другой задачи. В-третьих, человек осознает, что его действия несут негативные последствия. В работе Нои Милграм и Тенне [2]  предложили классификацию прокрастинации: откладывание выполнения заданий и откладывание принятия решений.

В последние годы отмечается рост склонности к прокрастинации в обществе. Особенно отчетливо эта тенденция отмечается среди обучающихся школьников и студентов. В настоящее время прокрастинация является одним из наиболее существенных факторов, порождающих трудности в обучении. От 46% до 95% учащихся средних и высших учебных заведений считают себя прокрастинаторами.

Это неизбежно негативно сказывается на успешности и результативности процесса обучения [2].

Такие масштабы прокрастинации не могут не влиять на эффективность функционирования общества в целом. Так, например, для работодателей одна из первостепенных задач – собрать команду людей, готовых работать и несклонных беспричинно откладывать дела «на потом», в свою очередь для работника – соответствовать этому высокому стандарту. Отсюда возникает главный вопрос – является ли прокрастинация естественным процессом или зависит от индивидуально-психологических особенностей, будь то перфекционизм или повышенная тревожность? Можно ли говорить, что именно индивидуально-психологические особенности оказывают влияние на прокрастинацию, а не наоборот?

На стадии получения основного и среднего общего образования вопрос прокрастинации стоит особенно остро, ведь в этот период на плечи подростков лежит необходимость иметь десятки немаловажных задач (например, подготовка к обязательному и единому государственному экзамену, выбор будущей профессии и т.п.). От эффективности деятельности подростков во многом зависит, каких специалистов общество получит в будущем. При этом многие исследователи отмечают, что с развитием популярности социальных сетей, развитием цифровых технологий феномен прокрастинации становится все более распространенным, особенно в подростковой и молодежной среде. При этом  до сих пор недостаточно изученными остаются возможные причины прокрастинации. Это определило актуальность исследования.

Цель исследовательской работы: выявить наличие или отсутствие связи прокрастинации с индивидуально-психологическими особенностями подростков.

Задачи исследовательской работы: изучить явление прокрастинации и рассмотреть современные исследования явления; собрать и проанализировать данные среди подростков на наличие склонности к прокрастинации; выявить индивидуально-психологические особенности опрошенных подростков.

В своем исследовании мы предположили, что прокрастинация связана с недостаточным развитием способности к саморегуляции и тревожностью у подростков. Саморегуляция – это самостоятельное, осознанное воздействие человека на собственную психику, которое носит системный характер и направлено на изменение психики в необходимом направлении. В понятии саморегуляции всегда подчеркивается активность субъекта, а также наличие способности к целеполаганию.

Гипотеза: существует связь между прокрастинацией и такими психологическими особенностями подростков, как саморегуляция и тревожность. В исследовании использовались три методики: методика Моросановой М.И. «Стиль саморегуляции» [3], тест-опросник на тревожность Спилбергера-Ханина и шкала  прокрастинации Такмана [2]. В исследовании приняли участие 50 подростков.

 По результатам диагностики было установлено, что у 75% подростков высокий уровень прокрастинации. Они постоянно откладывают важные дела, ждут до последней минуты прежде, чем действовать. У 25% подростков уровень прокрастинации – средний. Им также свойственно откладывать дела на потом, но при необходимости, они могут организовать свою деятельность, распределив личностные ресурсы и свое время. Подростков, которым не свойственна прокрастинация не выявлено.

Исследование саморегуляции показало, что у 30% высокий уровень способности регулировать собственное поведение; у 55% — средний уровень. Низкая саморегуляция выявлена всего у 15% обучающихся. Анализ компонентов показал, что все компоненты саморегуляции сформированы, преимущественно на среднем уровне. Наиболее сформированы у подростков самостоятельность (хср. = 5,5) и способность к оценке результатов (хср. = 5,3). Чуть менее сформированы планирование (хср. = 4,8), моделирование (хср. = 4,8)  и гибкость (хср. = 4,7). Наименее сформирована способность к осознанному программированию собственных действий (хср. = 4,5). Изучение связи прокрастинации и различных компонентов саморегуляции, а также общего уровня с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена показало отсутствие значимых связей. Это позволяет сделать вывод, что несформированность саморегуляции не является важной детерминантой прокрастинации у подростков.

При этом была выявлена связь между показателем прокрастинации и личностной тревожностью. Установлено, что чем выше показатели тревожности у подростков, тем выше их склонность откладывать дела на потом (r=0,571). Таким образом, можно сделать вывод, что прокрастинация – это механизм совладания с тревогой, которая сопряжена с какой-то задачей или принятием решения. Если мы найдем другой способ справиться с этой тревогой, то и откладывать дела на потом уже не придется. Эффективность деятельности подростков повысится, что будет благоприятно сказываться на развитии общества в целом. Полученные результаты могут использоваться в практической работе с подростками.

Список использованных источников

  1. Виндекер, О. С. Психологические корреляты прокрастинации и сценарий отложенной жизни / О. С. Виндекер, Т. Л. Сморкалова, С. Ю. Лебедев. – Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – № 2 (150). – С. 98-108.
  2. Ковылин, В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В.С. Ковылин. – Текст : непосредственный // Личность в меняющемся мире : здоровье, адаптация, развитие. – 2013. – № 2. – С.22-40.
  3. Корниенко,  Д. С. Особенности использования социальных сетей в связи с прокрастинацией и саморегуляцией / Д. С. Корниенко,  Н. А. Руднова. – Текст : электронный // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11, № 59. – С. 9. – URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n59/1574-kornienko59.html.
  4. Мычко, В. Н. Прокрастинация как феномен и образ жизни современного человека / В.Н. Мычко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 25. – С. 651-654.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий