Гуличева Елизавета Юрьевна
Научный руководитель: Ильинова Елизавета Алексеевна, учитель истории Гимназии ОГУ им. И.С. Тургенева в г. Мценске
Гимназия ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» в г. Мценске
E-mail:Liza.ilinova.80@mail.ru
Аннотация
В статье рассказывается о принципах создания и планировании работы поисково – исследовательского отряда на базе Мценской гимназии.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения наших современников в области политики, науки, культуры сохранили основы нравственных идеалов, которые создают предпосылки для разработки комплекса мероприятий по воспитанию у подрастающего поколения любви к Родине, родному краю. Поисковая работа ориентирована на привлечение школьников к активной поисково-исследовательской деятельности, на расширение познания обучающихся не только о событиях, но и духе эпох, созданных предшествующими поколениями.
Цель моего проекта – это привлечение внимание учащихся к исследовательской деятельности на основе знаний о поисковой работе. Задачами моего проекта являются:
— рассмотрение возможности получения информации об особенностях музейного дела;
— участие во внеклассных мероприятиях, посвящённых Великой Отечественной войне;
— воспитание духа патриотизма у молодого поколения на основе найденных исторических источников о Великой Отечественной войне. Актуальность данной работы заключается в универсальности подхода к исследовательской работе в любом школьном музее.
Разработка этих деталей может повлечь за собой открытие интересных исторических событий прошлого. Например, обучающиеся г. Мценска знают улицу в городе под названием улица М.Е.Катукова. Упоминание о маршале М.Е. Кутукове можно встретить и на мемориальной стеле в Парке Славы, и в Сквере танкистов. Учащиеся найдут много информации о гвардейцах – танкистах Катуковав электронных библиотеках.
Участие обучающихся в поисково- собирательной работе, изучение и описание вещественных источников, создание экспозиций, проведение экскурсий, тематических вечеров и конференций способствует заполнению их досуга. Учащиеся овладевают навыками и приёмами краеведческой и музейной работы. Они знакомятся с основными понятиями генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения. Ведётся исследовательская работа. Ученики выбирают темы исследований, занимаются поиском и сбором информации, источников, их сопоставлением и анализом. Школьники формулируют гипотезы и предположения, проверяют и оформляют выводы исследований. В результате у учащихся формируется аналитический подход к решению жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, находить взаимосвязь между частным и общим.
Увлечение изучением истории родного края помогает школьникам уяснять такие понятия, как: история – это судьбы людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. Они начинают понимать, что в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национальной гордости, дружба между народами, уважение к старшим поколениям, долг, милосердие.
Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры и духовной жизни является религия и история церкви, поэтому необходимо изучать историю создания храмов, монастырей, жизни и деятельности местных подвижников, причисленных к лику святых, уметь обращаться к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры.
Историко-краеведческая деятельность учеников нашей гимназии тесно связана с созданием музея памяти, который систематически пополняется новыми документами, экспонатами. Для его успешной работы должен быть создан поисково-исследовательский отряд учеников 6 – 8-х классов, с которыми будет проводиться внеаудиторная работа по следующей тематике:
Вводное занятие «Музейное дело – наше общее дело», на котором учащиеся знакомятся с экспонатами и материалами школьного музея, планом его работы на текущий год.
Основы музееведения. Гимназисты изучают правила учёта и хранения музейных экспонатов, получают первичные навыки по организации и проведению стендовых выставок и экскурсий. Дети учатся работать с библиотечными каталогами, архивными материалами, первоисточниками, знакомятся с особенностями работы гида – экскурсовода, с правилами проведения опросов, интервью, с методами поисковой деятельности.
Организация работы творческих групп. Школьный поисково-исследовательский отряд делится на творческие группы. Учащиеся самостоятельно выбирают из плана работы музея темы для исследовательской деятельности и под руководством преподавателя составляют подробные планы работы поисковых групп.
Тематика исследований:
- Бронепоезд Победы.
- Исследование судеб военных лётчиков: Ж.Л. Тюлян и А.Ф.Мошин.
- БМП «Катюша».
- Памятник танкистам – первогвардейцам.
- Братская могила в д.Холодково.
- Братская могила в д. Н.Зароща.
Первый этап поисковой работы: учащиеся знакомятся с экспонатами школьного музея по теме исследования, которые имеются в наличии, и изучают учебную литературу.
Второй этап поисковой работы: По составленным планам работы творческих групп учащиеся начинают поисковую деятельность: работают в Интернете, библиотеках, музеях, посещают памятники исторического и культурного наследия, производят фото и видеосъёмку, собирают экспонаты, включают в поиск интересных людей и проводят беседы с ними.
Третий этап поисковой работы: обработка результатов поисковой деятельности и подготовка экспозиций. Дети оформляют результаты своей работы и представляют их в виде стендовых композиций.
Четвёртый этап поисковой работы: проведение выставок экспозиций и экскурсий. Учащиеся представляют свои экспозиции и выступают перед посетителями в роли экскурсоводов.
Благодаря деятельности преподавателей и школьного поисково-исследовательского отряда в нашей гимназии продолжит работу историко-краеведческий музей, который позволит его посетителям лучше узнать историю города и родного края.
Деятельность школьного поисково-исследовательского отряда повысит роль и авторитет ученических объединений в образовательном учреждении, активизирует интерес к углубленному изучению истории, поспособствует сохранению её боевых и трудовых традиций, оптимизирует работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся в современных условиях.
Список использованных источников
1. Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры :
сборник научных трудов. – Москва : РИК, 2018. – 312 с. – Текст : непосредственный.
2. Воспитание патриотизма, гражданственности и политической культуры средствами музейной коммуникации : материалы всероссийской научно- практической конференции. – Санкт-Петербург : ФГУК «ГМПИР», 2016. – 224 с. – Текст : непосредственный.
3. Годунова Л.Н. Научно-методическая работа в музее : методическое пособие / Л.Н. Годунова. – Москва : ГЦМСИР, 2018. – 36 с. – Текст : непосредственный.
4. История техники и музейное дело : Выпуск 2. – Москва : Новая школа, 2016. – 256 с. – Текст : непосредственный.
5. История техники и музейное дело : Вып. 4, ч. 1 : материалы 5-й научно-практической конференции, 12-13 декабря 2006 г. / Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Политехнический музей; Российская академия наук, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН; Российский комитет Международного совета музеев, Ассоциация научно-технических музеев. – Москва : Политехнический музей, 2017. – 280 с. – Текст : непосредственный.
6. История техники и музейное дело : Вып. 4, ч. 2 : материалы 5-й научно-практической конференции, 12-13 декабря 2006 г. / Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации, Политехнический музей; Российская академия наук, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН; Российский комитет Международного совета музеев, Ассоциация научно-технических музеев. – Москва : Политехнический музей, 2017. – 176 с. – Текст : непосредственный.