ПЛОЩАДНОЕ ИСКУССТВО: СКОМОРОШЕСТВО В РОССИИ (XI — XVII ВЕК)

3.3
(4)

Цуканов Артём Андреевич

Научный руководитель: Панамарчук Дарья Кирилловна, учитель МБОУ – гимназия № 34 г. Орла

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия № 34 г. Орла

На протяжении многих столетий, начиная с эпохи Возрождения, культура и искусство средневековой Европы рассматривались как шаг назад по сравнению с Античностью. Подобная оценка средневековья была опровергнута лишь только в начале ХХ века, творчеством нидерландского историка Йохана Хэйзинга. Он увидел невероятную красочность средневекового искусства, которая проявлялась в цветах одежды, звуках лютни, поэзии менестрели и вагантов, в народных песнях, плясках, в узорочье мозаичных окон храмов, монастырских сооружений, замков. Поэтому тема площадного искусства очень актуальна для историков, как Запада, так и России.

Цель исследования: рассмотреть историю развития скоморошества как важную часть средневековой «смеховой» культуры России (XI — XVII века).

Задачи:

  • Представить основные вехи истории развития скоморошьего искусства в России;
  • проанализировать исторические источники и иллюстрации, связанные с данным видом искусства;
  • создать реконструкцию костюма площадного актера XVII века.

Значимость и новизна исследования: Данное исследование позволяет погрузиться в те далекие времена. Ближе познакомиться с жизнью наших предков, их обрядами, обычаями, досугом и повседневной жизнью. Благодаря реконструкции костюма можно на себе «примерить» роль скомороха, испытать похожие чувства, воссоздать забытые традиции.

Важнейшим качеством человека является его способность смеяться, шутить, иронизировать. Воплощением смеховой культуры был скоморох – площадной актер.

Продолжительность жизни в тот период времени была не большой. Людей подстерегали неприятности в виде опасных болезней или других непредвиденных обстоятельств. И только на ярморочной площади человек чувствовал себя свободным и раскрепощённым.

Сведения о скоморохах известны с XI до XVII века. Более ранних источников не сохранилось.

Откуда пришло скоморошество на Русь? Видимо, из Западных стран или из соседней Византии. Это утверждение точно не доказано. Важно, что скоморошество глубоко укоренилось в Древнерусской культуре, совпало с характером русского народа и заложило основы  площадного искусства.

В чем же состояла деятельность скоморохов? Каким образом они увеселяли людей? Ответ на этот вопрос мы можем найти в народных песнях, поговорках и других исторических источниках.

Скоморохи выделялись среди обычных людей своим внешним видом. Исследователь культуры скоморохов Фамицын А.С. обращается к историческому источнику: Переславле – Суздальскому летописцу ХIII века. В нем описана одежда скомороха. Произведение  Ровинского Д. А. «Русские народные картинки»    позволяет сформировать более позднее представление об облике скоморохов. Адам Олеарий (немецкий ученый, путешественник), так же рисовал скоморохов.  Если сравнить изображения скоморохов, то обращает на себя внимание верхняя (часто, красного цвета) рубаха с очень длинными, зауженными рукавами, скрывавшими кисти рук.

 Следует отметить, что православная церковь отрицательно относилась к скоморохам на венчании. Данные проблемы затронуты в труде архиепископа Филарета (Гумилевского) «Обзор духовной литературы 1862-1863 годы». Порицались увеселения, пляски, музыкальные инструменты. Но несмотря на запреты и глубокую веру людей в Бога, скоморохи продолжали свою деятельность.

К XVII в. наблюдается постепенный упадок скоморошества, как искусства. Под именем скоморохов стали возникать временные группы из бездомных бродяг.

Гонения начались со времен правления Алексея Михайловича (Тишайшего). Скоморохам пришлось уйти на окраины России. В результате преследований со стороны властей все больше скоморохов приобретали другие «гражданские» профессии.

Изложенный материал позволяет сделать вывод, что жизнь русского человека в эпоху средневековья была сложна, многообразна. В ней сочетались аскетизм и веселье, радость и скорбь, прекрасное и безобразное. Особенно ярко в народном искусстве проявлялась борьба народного начала, церковного и государственного (державного). Социальные противоречия делали древнерусскую культуру еще более сложным и неповторимым явлением.

Список использованных источников

  1. Белкин, А. А. Социальное положение скоморохов к концу XV – первой половине XVI века / А. А. Белкин. – Ленинград,1975. – Текст : непосредственный.
  2. Имханицкий, М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры / М. И. Имханицкий. – Москва, 1987. – Текст : непосредственный.
  3. Лихачёв, Д. С. Смеховой мир Древней Руси / Д. С. Лихачёв, А. М. Панченко. – Ленинград : Наука, 1976. – Текст : непосредственный.
  4. Максимов, С. Г. Волхвы, скоморохи и офени / С. Г. Максимов. – Москвак : Вече, 2011. —
  5. Панченко А. М. Смех как зрелище. – Текст : непосредственный // Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Смех в Древней Руси. – Ленинград : Наука, 1984. – С. 72-153.
  6. Ровинский, Д. А. Русские народные картинки. Книга 1-5 / Д. А. Ровиинский. – Санкт-Петербург : Типография Академии наук, 1881. – Текст : непосредственный.
  7. Фаминцын, А. С. Скоморохи на Руси / А. С. Фаминцын. – Санкт-Петербург, 1889. – Текст : непосредственный.
  8. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура / А. В. Юдин. – Москва, 1999. – Текст : непосредственный.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.3 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий