Ливенцова Элина Вячеславовна
Научные руководители: Жарких Евгений Владимирович, канд.ист.наук, доцент, директор Гимназии ОГУ им. И.С. Тургенева в г. Мценске,
Ланина Светлана Вилленовна, учитель химии Гимназии ОГУ им. И.С. Тургенева в г. Мценске
Гимназия ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» в г. Мценске
Аннотация
В данной работе делается попытка оценить качество популярных среди местного населения стиральных порошков и оказать помощь потребителям в выборе оптимальных по качеству и безопасности вариантов синтетических моющих средств.
Актуальность исследования:
Сложно представить современную жизнь без бытовой химии. Стира́льный порошо́к – порошкообразное синтетическое моющее средство, предназначенное для стирки. Сегодня в магазинах мы можем встретить огромный ассортимент стиральных порошков. Витрины буквально заполнены ими. Мы не знаем, какому порошку отдать предпочтение и чаще выбираем порошки необдуманно, а точнее доверяя яркой рекламе, порой не задумываясь об их качестве. Ведь задача рекламодателей – разрекламировать продукт, сделать его более покупаемым. Задача домохозяек – правильно выбрать порошок, удовлетворяющий по качеству и цене. А такие важные критерии, как качество и безопасность товара, отступают на второй план.
В моей работе я не пыталась проанализировать все известные марки стиральных порошков, а для сравнения отстирывающей способности порошка взяла самые популярные марки порошка у местного населения.
Цель: выяснить влияние химического состава популярных марок стиральных порошков на отстирывающую способность и на здоровье человека.
Гипотеза: не смотря на огромное количество различных упаковок и брендов, стиральные порошки популярных марок не отличаются друг от друга по отстирывающей способности и влиянию на здоровье человека.
Задачи:
- Проанализировать рынок стиральных порошков.
- Произвести сравнительный анализ состава порошков.
- Провести практический эксперимент
- Создать методику выбора качественного порошка.
- Распространить методику.
Объект исследования: различные марки стиральных порошков.
Предмет исследования: моющая способность популярных марок стиральных порошков среди местного населения.
Методы исследования:
- Сбор и анализ информации по теме с использованием различных литературных источников;
- Эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ.
Новизна: исследование затрагивает самые популярные в нашем городе стиральные порошки, а значит интересно многим слоям населения.
Практическая значимость: теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения и результаты могут быть использованы при преподавании школьного курса химии, биологии, экологии, на классных часах, в беседах с учениками и родителями.
Теоретическая часть проекта:
В теоретической части работы приводится обзор литературы об основных функциях компонентов стиральных порошков, разбираются принципы работы СМС, опираясь на литературные источники.
Использование СМС не безвредно для здоровья: «В современных СМС используют поверхностно-активные вещества, которые имеют степень биоразложения не менее 90%: алкилсульфонаты, алкансульфонаты с высокой моющей способностью и высокой биоразлагаемостью, олефинсульфонаты, обладающие хорошим моющим действием, в том числе в жесткой воде, что особенно важно для бесфосфатных моющих средств».[1]
Особенно сильно от стиральных порошков могут пострадать младенцы и маленькие дети, барьерная функция кожи которых еще очень хрупка.
Для подтверждения этой гипотезы мы обратились за комментарием к врачам Мценской ЦРБ: «Стиральный порошок – это один из наиболее часто встречающихся в быту аллергенов. Аллергия на стиральный порошок вызывает, главным образом, проявления контактного дерматита. Причиной такой реакции становятся фосфатные соединения, входящие в состав многих российских современных стиральных порошков и отбеливателей».[4]
Аллергия на порошок может возникать и вследствие контакта кожи с различными ароматизаторами и дополнительными отбеливающими компонентами, которые не вымываются однократным выполаскиванием. Оставаясь в ткани после стирки, они контактируют с кожей и вызывают кожные реакции.
Экспериментальная часть проекта:
Для исследования были выбраны марки стиральных порошков:
Образцы порошков протестированы для изучения их физико-химических характеристик, способности к пенообразованию, отстирывающей способности и определения качества стиральных порошков химическими методами.
Результаты опытов представлены в таблицах:
Опыт № 1 «Измерение запаха отдушки, измерение пенообразования»
Таблица 1
Название порошка | Запах отдушки | Запах отдушки после 10 минут |
Persil | Сильный, неприятный | Не изменился |
Чайка | Слабый, приятный | Не изменился |
Sorti | Слабый, приятный | Не изменился |
Bimax | Слабый, приятный | Не изменился |
Tide | Сильный, неприятный | Средний, неприятный |
Пемос | Слабый, приятный | Не изменился |
Опыт № 2 «Измерение пенообразования»
Таблица 2
Название порошка | Высота пены (см) |
Persil | 3,5 |
Tide | 7 |
Sorti | 5 |
Чайка | 5,5 |
Pemos | 8,5 |
Bimax | 3 |
Опыт № 3 «Определение pH растворов СМС»
Для опыта использовалась универсальная индикаторная бумага.
Таблица 3
Название порошка | pH |
Persil | 12 |
Tide | 9 |
Sorti | 12 |
Чайка | 12 |
Pemos | 12 |
Bimax | 12 |
Опыт № 4 « Отстирывающая способность опытных образцов»
Для опыта использовалась белая хлопчатобумажную ткань, которую мы поделили на 6 частей и нанесли на неё разные пятна: маркер, чернила, чай, подсолнечное масло, томатный соус, губная помада и трава. К стирке приступили только через сутки. Температура воды 30 – 35 °С. Время стирки – 25 минут.
Таблица 4
Название порошка | Пятно от чая | Пятно от вишневого варенья | Пятно от растительного масла | Пятно от чернил | Итог |
Pemos | 4 | 3 | 1 | 1 | 9 |
Persil | 5 | 3 | 3 | 0 | 11 |
Sorti | 3 | 2 | 3 | 0 | 8 |
Tide | 5 | 3 | 5 | 3 | 16 |
Чайка | 4 | 3 | 4 | 2 | 13 |
Bimax | 5 | 3 | 5 | 2 | 15 |
Опыт № 5 «Определение качества стиральных порошков»
В растворы стиральных порошков капнули спиртового бриллиантового зелёного раствора из аптечки, перемешали. Если стиральный порошок качественный, то раствор должен обесцветиться. Результаты: порошок «Чайка» обесцветился быстрее всех, под номером 6 тоже быстро, остальные обесцветилась только через час, а порошок под номером 3 – вовсе не обесцветился, что говорит о его плохом качестве.
Опыт № 6 « Растворение яичного белка в растворе стирального порошка»
Для опыта в 6 химических стаканов налили немного воды, добавили стиральный порошок, положили по кусочку вареного белка куриного яйца и оставили для наблюдения на неделю. Если по истечении этого времени белок яйца останется в неизменном виде, такой порошок ничего не отстирает. Если же яйцо почти растворится – порошок отстирает самые трудно выводимые пятна. Результаты опыта: белок не растворился только в порошках под номером 1 и 3, все остальные порошки показали хорошие результаты.
Заключение:
Мы не ставили целью создание рекламы какому либо СМС, а только хотели помочь разобраться в ассортименте стиральных порошков.
- Дешевый порошок – не значит некачественный. «Чайка» – самый дешевый порошок, но отстирывающая довольно хорошая.
- Нужно знать состав порошков, какие вещества особенно опасны и могут вызвать аллергию
- Порошки, содержащие энзимы, хорошо справляются с белковыми загрязнениями.
- Порошки с меньшим содержанием анионные ПАВ и большим содержанием неионогенных, хуже справляются с загрязнениями, но являются более безвредными.
Рекомендации:
- Если пятно не слишком трудно выводимое, стоит обойтись мылом или самодельным порошком, еще вариант: покупать порошки с большим содержанием неионогенных ПАВ, чем ионных и с наименьшим содержанием фосфатов.
- Для предотвращения большего вреда, полоскайте белье не менее 6 раз в горячей воде, используйте перчатки от возможной аллергии на коже рук, проветривайте комнату от запаха порошка и желательно не пускайте маленьких детей в помещение, когда вы стираете.
Список использованных источников
- Ковалев В.М. Технология производства синтетических моющих средств: учебное пособие / В.М. Ковалев, Д.С. Петренко Д.С. – Москва : Химия, 1992. – 272 c. – Текст : непосредственный.
- Федорова М.З. Экология человека : культура здоровья : 8 класс : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М.З. Федорова, В.С. Кумченко, Г.А. Воронина. – Москва : Вентана – Граф, 2009. – 128 с.: ил. – Текст : непосредственный.
- Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России / В.Ф. Протасов. – Москва : Финансы и статистика, 2001. – 672 с. – Текст : непосредственный.
- БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» : [сайт]. – URL: mcrb.org/. – Текст : электронный.