МЦЕНСКОЕ КРУЖЕВО КАК ОБЪЕКТ РОССИЙСКОГО НАСЛЕДИЯ

4.3
(7)

Панкратова Анна Сергеевна

Научный руководитель: Ильинова Елизавета Алексеевна

Мценский филиал ОГУ им.И.С.Тургенева, г.Мценск

E – mail: anypankratova@mail.ru

Аннотация

Целью данной проектной работы является исследование развития кружевоплетения на Мценской земле. Задачи исследовательской работы состоят в исследовании исторических аспектов данной темы и соотнесение данного рода культурных традиций с современными досуговыми занятиями молодёжи. Актуальность данной работы заключается в возрождении кружевоплетения с опорой на исторические традиции г. Мценска.

Мценское кружево является одним из самых старинных на Руси.  В XVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева.  Из Бельгии были приглашены две учительницы, которые обучали местных рукодельниц. Мценское производство стало самым крупным кружевным производством в России.

 Постоянно на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли Российскому царскому двору. Вывозили кружевные товары в Англию и Турцию. В начале ХХ века мценская княгиня Анна Дмитриевна Тенишева открывала школы, больницы для неимущих в городе, деревнях. Она также открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8-12 лет. На полном пансионе девочки учились грамоте, рисунку. Отличительной особенностью Мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, кружевные узоры словно наполнены воздухом.

Своим общим характером мценское кружево близко елецкому, как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» — очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное с узором из городчатых ромбов. Кроме численного, применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки «для себя». В конце XIX столетия еще доживали свой старый век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест. В 1860 годы преобладало парное мерное кружево, в основном геометрических рисунков. В большинстве узоров требовалось всего 20 пар коклюшек, в некоторых — больше ста. В конце девятнадцатого века в Мценске появляются общераспространенные клюни, гипюры и другие модные типы кружева.

С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми остались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками. Еще в 1860-е годы мценское кружево сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки». Его плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. В большинстве узоров требовалось 20 пар коклюшек, в некоторых же — более 100. В конце XIX века в Мценске появляются общераспространенные «клюни», гипюры и другие модные типа кружева, затем и «русский валансьен».

Мценский промысел ограничен самим городом и одной пригородной Стрелецкой слободой. Однако в нем было занято около 5000 мастериц. В течение года в Мценске выплеталось до 150000000 аршин мерного кружева. Отдельные предметы делались по заказу. С началом первой войны его производство стало сокращаться, и промысел совсем захирел. Сейчас он не существует. Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.

01.12. 1992г. «Школа кружевниц» была воссоздана в г.Мценске на базе МБОУ МДХШ. Много внимания уделяется размещению экспонатов мценских кружев. Срок обучения в школе 5 лет. Введены такие дисциплины как рисунок и живопись, история искусства и композиция. Мценские рукодельницы принимали участие во Франции, в Австралии, в Словении.

Проходят ежегодные конкурсы профессиональных кружевниц и в России, где обязательно принимают участие воспитанницы мценской школы кружевниц.

В Мценском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева среди обучающихся 1-х курсов был проведён социологический опрос. Тема опроса: «Кружевоплетение: актуальность или анахронизм?». Опрос был подготовлен по вопросам:

  1. Современность и важность такой отрасли рукоделия, как кружевоплетение?
  2. Ваше отношение к такому виду художественного ремесла?
  3. Ваш прогноз развития данного вида прикладного искусства?

На первый вопрос: 65% обучающихся отметили важность данной отрасли для молодого поколения, объяснив это знание истоков промыслов малой Родины. 30% обучающихся не считают данный промысел современным, но как вид досуга и духовно-практической пользы допускают в современное интерактивное время. 5% обучающихся затруднились ответить на вопрос.

На второй вопрос: 57% опрошенных обучающихся относятся положительно, т.к. считают, что любой вид культуры не может ничего, кроме пользы, не принести. 25% обучающихся считают этот вид художественного ремесла не универсальным, т.к. подходит больше девушкам молодого возраста, не обременённых множеством других забот. Кружевоплетение отнимает много личного свободного времени.

18% обучающихся никак не относят современное время с затратой на кружевоплетение, т.к. готовая продукция кружев сейчас в свободном доступе.

На третий вопрос: 62% студентов заявили о благоприятном прогнозе развития данного вида прикладного искусства, с учётом современных культурных площадок по обмену опытом. 24% опрошенных студентов считают развитие данной отрасли затруднительным по причине компьютеризации жизни и ограниченного производства специализированных инструментов: нитей, барабанов, деревянных коклюшек. 34% опрошенных обучающихся определяют прогноз развития как неблагоприятный и неблагодарный для учителей, т.к. кружевоплетение это долгая, кропотливая работа, включающая большие физические и материальные затраты на изделие.

Список использованных источников

  1. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. Цветное коклюшечное кружево / Н.Т. Климова. – Москва, 2017. – 286 с. – Текст : непосредственный.
  2. Лукашева Р. Русское кружево / Р. Лукашева. – Санкт-Петербург, 2018. – 156 с. – Текст : непосредственный. 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 7

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий