Касьяненко Полина Артемовна, Мельников Максим Константинович
Научный руководитель: Беляева Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы Гимназии ОГУ им. И.С. Тургенева в г. Мценске
Гимназия ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» в г. Мценске
Аннотация
Сегодня среди молодежи, и не только, набирает популярность новый вид развлечения – квесты. Квест – это приключенческая игра с элементами головоломок, задач. Они бывают разных направленностей, могут сочетать в себе не только развлекательные и познавательные элементы, но и воспитательные.
В этом проекте мы бы хотели через такие игровые формы как: ребусы, головоломки, путешествия по станциям, способствовать повышению интереса обучающихся к изучаемым предметам, опробовать новую форму организации внеурочной деятельности и интеллектуального досуга, создать условия для раскрытия творческих способностей.
Актуальность: Квест – это современный вид интеллектуальных командных игр, который требует продуктивной генерации идей и нестандартных решений. Психологи говорят, что квест-технология улучшает восприятие учебного материала, способствует моральному становлению ребенка как личности, может стимулировать умственное и нравственное развитие детей [5]. Квесты – отличный способ группового взаимодействия. Участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения. Участник открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления [1].
Но процесс создания квеста ещё увлекательнее. При разработке квеста мы приобрели опыт проектной деятельности в создании межпредметного игрового пространства на всех стадиях: от идеи до практической реализации.
Цель проекта: способствовать повышению интереса обучающихся к изучаемым предметам, опробовать новую форму организации внеурочной деятельности и интеллектуального досуга, создать условия для раскрытия творческих способностей, способствовать развитию интереса к литературе, мотивации к чтению, развитие коммуникативных качеств.
Задачи проекта:
- Через совместную деятельность способствовать творческому взаимодействию обучающихся разных возрастов.
- Выявление и объединение творческой молодежи.
- Организация практико-ориентированной деятельности учащихся путем привлечения их на добровольной основе к разработке и созданию
межпредметного игрового пространства.
- Использование игрового пространства для организации интеллектуального досуга обучающихся, не задействованных в его разработке и создании.
Решение второй задачи включает в себя проведение информационных встреч со школьниками, работу с агитационными материалами (рекламный стенд, объявления и т.д.).
Решение третьей задачи подразумевает:
- выбор тематики квеста. Правильный выбор тематики квеста позволяет повысить интерес и мотивировать детей к изучению того или иного блока дисциплин.
- разработку проектов интеллектуальных заданий межпредметного игрового пространства и их реализацию, что позволяет раскрывать творческие способности и интересы детей. Практико-ориентированная деятельность учащихся позволяет осознать собственную значимость, поднять самооценку, самореализоваться.
- оформление игрового пространства способствует формированию положительного отношения к труду, развитию эстетических качеств.
Реализация четвертой задачи, связанной с эксплуатацией созданного игрового пространства подразумевает командное прохождение интеллектуальных заданий за ограниченное время. Трудности, возникающие, при прохождении игрового пространства также способствуют проявлению интереса детей к изучаемым дисциплинам [4].
Значимость и новизна исследования.
Форма проекта основана на последних тенденциях молодежного досуга. Результат реализации проекта рассчитан на долгосрочные перспективы связанные с повышением учебной мотивации у учащихся.
Основной текст работы.
При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
План подготовки игры-квест включает в себя следующие
обязательные пункты:
1. Разработать сценарий
2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий
3. Подготовить музыкальное сопровождение
4. Разработать презентацию для вступительной части
5. Оформить наглядные материалы («карты»)
6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий.
Работа выстраивается в три этапа:
1.Организационный этап (погружение в проект, планирование деятельности)
• анализ научной и методической литературы;
• разработка план проекта по развитию субъектной позиции детей дошкольного возраста.
2.Основной этап – осуществление деятельности по решению проблемы.
• реализация проекта в группе с использованием инновационных технологий;
• обогащение предметно – развивающей среды.
3.Заключительный этап – оформление и оценка результатов
Результаты практической деятельности. Выводы и рекомендации.
При реализации проекта:
- Создано межпредметное игровое пространство «Литературный квест «По следам великих писателей», состоящее из 10 локаций и заданий.
- Разработан сценарий проведения квеста.
- Эксплуатация игрового пространства планируется осуществляться регулярно. Первые команды были сформированны из учащихся 5-6 классов Гимназии, но мы планируем транслировать свой опыт следующем году, приглашая обучающихся других классов к участию.
- От игроков, проходивших квест, были получены только положительные отзывы. Игроки отмечают разнообразие и увлекательность заданий, интересный сценарий, атмосферность квеста и высокий уровень оформительских работ. И чрезвычайно важно, что эти работы были выполнены их товарищами. Некоторые ребята уже выразили желание поучаствовать в создании нового игрового пространства.
Результаты позволяют считать полученный опыт положительным. Перспективами дальнейшей работы в этом направлении являются модернизация и видоизменение заданий, а также создание новых проектов. Мы продолжаем поиск интересных форм внеурочной деятельности, которые будут способствовать повышению интереса к обучению и раскрытию творческих способностей.
Список использованных источников
- Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность / В.П. Чудинова, Е.И. Голубева. – Санкт-Петербург : Профессия, 2004. – 197 с. – Текст : непосредственный.
- Голубева Е.И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов / Е.И. Голубева. – Санкт-Петербург : Профессия, 2007. – 136 с. – Текст : непосредственный.
- Локсина М.В. Загадки тридесятого царства / М.В. Локсина. –Волгоград : Учитель, 2013. – 138 с. – Текст : непосредственный.
- Ромашина Н.Ф. Литература : 5-8 классы : [викторины] / Н.Ф. Ромашина. – Волгоград : Учитель, 2008. – 204 с. – Текст : непосредственный.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров ; под редакцией Е.С. Полат. – Москва : Академия, 2001. – 272 с. – Текст : непосредственный.
- Степанова И.Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий. – Текст : непосредственный / И.Ю. Степанова // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет» (Санкт-Петербург, 2001 г.). – Санкт-Петербург, 2001.