ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

3.8
(4)

Вытовтов Данил Рашидович

Научный руководитель: Ветрова Татьяна Евгеньевна

БПОУ ОО «Орловский техникум технологии и предпринимательства имени В.А. Русанова»

e-mail: ottip12@yandex.ru

Аннотация

Наше общество невозможно представить себе без социально активных, грамотных людей, которые могут принимать на себя ответственность — без лидеров. Лидерство – это сложное явление,  средство самовыражения и самоопределения личности. Значимыми для специалистов являются лидерские качества, как на личностном, так и на профессиональном уровнях, что обеспечивает эффективность конкретного участка профессиональной деятельности.

Современное общество нуждается в социально активных, грамотных, творческих, думающих, умеющих принимать на себя ответственность гражданах, в лидерах. Лидерство – это многоплановое, многоаспектное явление, средство самовыражения и самоопределения личности, и потому в современной науке существуют различные подходы к изучению этой проблемы. Особенно следует отметить значимость формирования лидерских качеств у специалистов на личностном и профессиональном уровнях. Это, прежде всего, обусловлено серьёзными социально-экономическими вызовами современного общества. Наличие лидерских способностей позволяет обеспечить успешную адаптацию и конкурентоспособность специалиста в различных сферах современного общества. Динамика общественных изменений вызывает необходимость использования новых технологий, предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям.

Специалист, обладающий лидерскими качествами будет ориентирован на положительный результат, как в своей повседневной деятельности, так и в обучении и профессиональном росте других.

Качества лидера в профессиональной деятельности могут проявляться в различных направлениях:

– проявление личностных черт: системное мышление и видение перспективы, умение убеждать и осуществлять влияние на коллег с применением разнообразия средств воздействия в зависимости от индивидуальных качеств и сложившейся ситуации;

–    достижение заданной цели и профессионального результата;

– способность понять и адекватно оценить коллег, увидеть профессиональные возможности и место каждого в общем трудовом процессе, способность и потребность брать на себя ответственность, организовывать эффективное сотрудничество, корректное поведение, умение нивелировать конфликты. [1, с.39-40]

Думающий, успешный, коммуникативный, компетентный специалист реализует в повседневной работе стратегию развития, обеспечивает своими лидерскими качествами эффективность конкретного участка профессиональной деятельности.

Необходимость формирования лидерских качеств у студентов техникума закреплена в общих и профессиональных компетенциях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС):

Требования к результатам освоения ППССЗ (программа подготовки специалистов среднего звена) в области общих компетенций:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции специалиста среднего звена, касающиеся организации работы структурного подразделения, независимо от конкретной специальности, включают:

  • Осуществлять оперативное планирование деятельности основных показателей производства в структурных подразделениях при проведении работ
  • Организовывать работу трудового коллектива.
  • Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

Таким образом, вышеперечисленные положения позволяют считать исключительно актуальной проблему формирования лидерских качеств студентов.

 Термин «ли́дер» (от англ. leader — «ведущий, первый, идущий впереди») — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Лидер — это человек, который объединяет в себе:

— уверенность в собственных силах, которую он способен внушить окружающим его людям;

— энергию и упорство;

— способность анализировать свои неудачи;

— обладание притягательными эмоциональными особенностями (харизма) способность зацепить окружающих, понравиться им;

— умение убеждать;

— инициативность;

— ответственность;

В исследованиях на эту тему авторы выделяют различное количество лидерских качеств – от10 до 50. [2, с. 7]. Но все авторы единодушны в том, что лидер — это деятельный, энергичный человек, имеющий массу задумок и желающий воплотить все их в жизнь, человек, который с готовностью ответит за последствия любого своего начинания.

С целью выявления лидерских качеств у студентов нашего техникума мы провели соответствующую диагностику. Респондентами психологического тестирования  были выбраны студенты  I и IV курсов. Личностные качества первокурсников изучались  с точки зрения  формирования лидерского потенциала, а выпускники — как будущие специалисты, готовые решать производственные задачи. 

Исследование проводилось по методике российских психологов Е. Жарикова, Е. Крушельницкого и состояло из 50 тестовых заданий.[3] Каждый вопрос содержал только один вариант ответа: «да» или «нет». Сумма баллов за ответы подсчитывалась с помощью ключа к опроснику. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получал один балл, в ином случае – 0 баллов. 

Интерпретация результатов теста: 

— если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо. (50% правильных ответов и менее)

— если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. (52%-70% правильных ответов)

— если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно. (72%-80% правильных ответов)

— если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату. (82% и более правильных ответов)

         Количественные показатели проведённого тестирования лидерских качеств представлены в следующей таблице:

Таблица 1

Результаты диагностики лидерских качеств студентов

Уровень лидерских качествI  курсIV курс
Участвовали в тестировании83 чел (83%)49 чел. (68%)
Сильный уровень1 чел. (1,2%)2 чел. (4,1 %)
Средний уровень47 чел. (56,6%)30 чел. (61,2%)
Слабый уровень35 чел. (42,2%)17 чел. (34,7%)
Из них:  
Девушки61 чел. (73%)33 (67,3%)
Юноши22 чел. (27%)16 (32,7%)
   
Девушки. Сильный уровень1 чел. (1,6 %)0
Девушки. Средний уровень31 чел. (50,8%)18 (36,7%)
Девушки. Слабый уровень29 чел. (47,5%)15 (30,6%)
Юноши. Сильный уровень02 (4,1%)
Юноши. Средний уровень16 (72,7%)12 (24,5%)
Юноши. Слабый уровень6 (27,3%)2 (4,1%)

Процент опрошенных студентов I и IV курсов позволяет говорить о высокой степени репрезентативности исследования. Как и ожидалось, количество студентов с потенциально сильным уровнем лидерских качеств – невелико. 

Следует отметить положительную динамику роста среднего уровня от I курса к IV курсу. Мы считаем, что это объясняется тем, что к концу обучения в техникуме выпускники приобретают определённый социальный (жизненный) и профессиональный опыт. Производственная практика в организациях помогает им более ярко выявить организаторские способности. Первокурсники, которые только что пришли из школы, не имеют такого социального опыта. 

Профиль среднего уровня лидерских качеств демонстрирует, что у студентов 1 курса он ближе к слабому уровню (33 чел.), а у студентов IV курса – ближе к сильному, хотя и с незначительным преимуществом.

Рис.1 Профиль среднего уровня лидерских качеств

Интересные результаты дал гендерный подход к анализу  тестирования (см. таблицу1). В современном обществе очень много женщин проявляют лидерские качества в различных сферах общественной жизни, наше тестирование это подтвердило.

Проведённое тестирование оценки лидерских качеств студентов техникума показало, что у них имеется достаточно высокий потенциал, чтобы проявить себя в качестве лидера. Безусловно, для этого необходимы как субъективные условия (личностная мотивация, особенности характера), так и объективные (социальная среда). Формирование лидерских качеств – это сложный, многогранный процесс, который может стать успешным только при совпадении субъективных и объективных факторов.

Список использованных источников

1. Дементьева Н.Ю. Лидерские качества как важные составляющие профессиональной деятельности специалиста в области библиотечно-информационной деятельности : [сайт] / Н.Ю. Дементьева. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/liderskie-kachestva-kak-vazhneyshie-sostavlyayuschie-professionalnoy-deyatelnosti-spetsialista-v-oblasti-bibliotechno. – Текст : электронный.

2.  Сысоев Н. 12 главных лидерских качеств или как стать лидером по жизни : [сайт] / Н. Сысоев. – URL: https://niksy.net/stati/otnosheniya/12-glavnyih-liderskih-kachestv-ili-kak-stat-liderom-po-zhizni.– Текст : электронный.

3. Жариков Е. Диагностика лидерских способностей : [сайт] /  Е. Жариков, Е. Крушельницкий. – URL: http://www.gurutestov.ru/test/230. – Текст : электронный.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.8 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий