Фомичев Олег Станиславович
Научный руководитель: Дмитриева Анастасия Андреевна, педагог-психолог МБОУ – гимназия № 34 г. Орла
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение – Гимназия № 34 г. Орла
Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона — несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время культ рациональности и высокий образовательный ценз непосредственно не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную культуру человека [1]. А с развитием цифровых технологий все чаще происходит «замена» реального общения на виртуальное. Все это негативно сказывается на гуманизации современного общества.
В 1995 году Дэниел Гоулман [2] выпустил свой бестселлер «Эмоциональный интеллект», в котором он утверждает, что некогнитивные навыки настолько же — а может даже в большей степени — важны, как и IQ. Особенно это проявляется в современном обществе. Достижение успеха в большей степени зависит от эффективного взаимодействия с другими; способности воспринимать эмоции как важные сигналы; мотивировать себя и других, положительно влиять на людей и ситуацию в целом; управлять собственными эмоциями, не позволяя им мешать достижению цели. Это определяет проблематику развития эмоционального интеллекта. Наиболее актуальным является рассмотрение проблемы эмоционального интеллекта среди подростков. Это обусловлено тем, что именно нынешние подростки – будущие специалисты, которые будут развивать нашу страну. В связи с этим необходимо провести тщательный теоретический анализ феномена эмоционального интеллекта, рассмотреть его составляющие, выявить механизмы и факторы формирования и на основе этого определить возможные пути развития эмоционального интеллекта с учетом возрастных особенностей.
Безусловно, в психолого-педагогической литературе и практике можно найти специально разработанные упражнения и тренинги, направленные на развитие эмоционального интеллекта у детей (В.А. Шиманская [6], Е.А. Хлевная [4], Т.С. Киселева [3], М.А. Журавлева [3] и др.). Но они зачастую предназначены либо для детей дошкольного или младшего школьного возраста, либо для взрослых людей в контексте будущей профессиональной деятельности.
Цель исследования: выявить эффективность использования игры «Эмоциональный интеллект» для развития креативности у старших подростков
Задачи исследования:
— изучить уровень развития эмоционального интеллекта у старших подростков;
— обосновать возможность использования игры «Эмоциональный интеллект» для развития эмоционального интеллекта подростков;
— реализовать занятия по развитию эмоционального интеллекта у старших подростков посредством игры «Эмоциональный интеллект»;
— доказать эффективность использования игры «Эмоциональный интеллект» для развития эмоционального интеллекта у старших подростков.
Гипотеза исследования: специально организованные занятия с использованием игры «Эмоциональный интеллект» будут способствовать развитию эмоционального интеллекта у старших подростков.
В исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 15-16 лет (обучающиеся 9 класса). Методика исследования: тест эмоционального интеллекта Н. Холла. Исследование включало два этапа: на первом этапе осуществлялась диагностика уровня развития эмоционального интеллекта у старших подростков с использованием теста Н. Холла. По результатам были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. На втором этапе осуществлялось воздействие на развитие эмоционального интеллекта с помощью игры «Эмоциональный интеллект». По истечению двух месяцев (15 игровых занятий) проводилась повторная диагностика в контрольной и экспериментальной группах с использованием этой же методики для оценки эффективности использования игры «Эмоциональный интеллект» для развития эмоционального интеллекта подростков.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
- У старших подростков недостаточный уровень развития эмоционального интеллекта, что может приводить к трудностям в межличностном взаимодействии. Общий показатель и показатели по всем компонентам эмоционального интеллекта среди подростков низкие. Особенно недостаточно у подростков сформированы умение управлять собственными эмоциями (хср.= 1,5), самомотивация (хср.= 2,8) и распознавание эмоций других людей (хср.= 4,8).
- Реализация специальных занятий по развитию креативности с использованием настольной игры «Эмоциональный интеллект» позволила повысить показатели эмоционального интеллекта у старших подростков.
- Экспериментальным путем доказана эффективность использования игры «Эмоциональный интеллект» для развития эмоциональной осведомленности, управления собственными эмоциями и распознавания эмоций других людей.
Полученные результаты позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что специально организованные занятия с использованием игры «Эмоциональный интеллект» будут способствовать развитию эмоционального интеллекта у старших подростков.
Результаты исследования позволяют определить перспективные направления в работе с подростками, ориентированные на развитие у них эмоционального интеллекта в учебной и внеучебной деятельности. Это позволит решить не только проблему подготовки квалифицированных специалистов, способных к успешному межличностному взаимодействию еще на этапе обучения в школе, но и может служить механизмом профилактики различных форм девиантного поведения подростков, снижения конфликтности в социальной среде и способствовать социально-эмоциональному развитию общества в целом.
Список использованных источников
- Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–86.
- Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 301 с.
- Журавлева, М.А. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга / М.А. Журавлева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. — №3. – С.73-81.
- Хлевная, Е.А.Киселева, Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта / Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева // Вестник университета. Психологические науки. – 2012. № 3. – С.2-19.
- Холл, Н. «Оценка эмоционального интеллекта» (опросник EQ). Электронный ресурс. Режим доступа: https://studylib.ru/doc/3668589/ocenka-e-mocional._noogo-intellekta—oprosnik-n-holla
- Шиманская, В.А. Где живут эмоции? Практические задания для развития эмоционального интеллекта / В.А. Шиманская. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019 – 106 с.