ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ПЛАНИРОВАНИЮ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

3
(2)

Зайцев Кирилл Александрович

Научный руководитель: Дмитриева Анастасия Андреевна, педагог-психолог МБОУ – гимназия № 34 г. Орла

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия № 34 г. Орла

Для того, чтобы быть успешным в современном обществе, достигнуть высокого социального статуса человек должен владеть информацией, знаниями, умением системно думать об окружающей его действительности, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, составлять план решения задач, иметь свой жизненный план. Однако в настоящее время вокруг мы видим все больше несамостоятельных людей, которые не способны принимать решения, делать выбор, ставить перед собой цели и добиваться их достижения [2].

Во многом это связано с недостаточным уровнем сформированности способности к планированию. Планирование — это фундаментальная когнитивная способность, которая является частью исполнительных функций. Планирование — это способность «думать о будущем», предопределить в сознании оптимальную форму выполнения задачи или достижения поставленной цели. Способность предвидеть будущее развитие событий, последствия решений, вносить изменения в соответствии с меняющимися условиями, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи – все это является важнейшими условиями эффективности различных видов деятельности. При планировании все задачи записываются, внимание освобождается для более важных дел, а сознание не перегружено текущей информацией. При планировании происходит эффективное распределение задач во времени. Помимо функции напоминания, планирование является важным инструментом достижения целей. Для того чтобы достичь конкретной цели, необходимо выполнить ряд задач. Данные задачи, по сути, являются пошаговой инструкцией к достижению цели. Эти шаги должны быть включены в план [5].

Как и любую другую когнитивную способность, планирование и все остальные исполнительные функции можно тренировать, развивать и улучшать. Не секрет, что для успешного планирования требуются определенные навыки. Это сосредоточение на главном, выстраивание логических цепочек, расстановка приоритетов, гибкость мышления, работа с большим объемом информации, системное видение целостной картины и т.д.

В рамках своего исследования мы поставили цель изучить возможность использования настольных игр для развития способности к планированию. Задача исследования: провести диагностику в двух группах, в экспериментальной группе осуществить воздействие посредством игры и оценить результаты.

 Для развития способности к планированию мы использовали настольную игру «Билет на поезд». Цель игры – проложить наиболее оптимальные маршруты между городами [1]. В исследовании приняли участие 20 подростков 15-16 лет. Для оценки способности к планированию мы использовали методику оценки самоорганизации деятельности [4]. На первом этапе проводилась диагностика в двух группах. Затем в экспериментальной группе осуществлялось воздействие посредством игры. На контрольном этапе осуществлялась оценка результатов с помощью критерия Манна – Уитни [3].

Таблица 1 – Показатели способности к планированию у подростков до и после воздействия посредством игры «Билет на поезд»

Исходя из данных, представленных в таблице следует отметить, что значимые различия выявлены по показателям «планомерность» (Uэмп = 0, различия значимы при p≤0,01), самоорганизация (Uэмп = 21, различия значимы при p≤0,05) и ориентация на настоящее (Uэмп = 19, различия значимы при p≤0,05). Это позволяет утверждать, что у подростков в экспериментальной группе повысились показатели вовлеченности личности в тактическое ежедневное планирование по определенным принципам, склонность к использованию внешних средств организации деятельности, временной ориентации на настоящее.  Актуальный вопрос, требующий дальнейшей работы – перенос сформированных навыков в реальную жизнь.

Список использованных источников

  1. Билет на поезд : настольная игра : [сайт]. – URL: https://www.mosigra.ru/Face/Show/imadjinarium/. – Текст : электронный.
  2. Будникова, Т. А. Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала / Т. А. Будникова, М. С. Конько. – Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Международной научной конференции (г. Казань, май 2018 г.). – Казань : Молодой ученый, 2018. – С. 69-71.
  3. Критерий Манна-Уитни : [сайт]. – URL: https://www.psychol-ok.ru/statistics/mann-whitney/. – Текст : электронный.
  4. Методика оценки самоорганизации деятельности. Психодиагностика управления временем : [сайт]. – URL: https://hr-portal.ru/tool/metodika-ocenki-samoorganizacii-deyatelnosti-psihodiagnostika-upravleniya-vremenem. – Текст : электронный.
  5. Нейропсихологические тесты и программы стимуляции когнитивных функций : [сайт]. – URL: https://www.cognifit.com/ru. – Текст : электронный.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий