ВЛИЯНИЕ СМИ НА КУЛЬТУРУ РЕЧИ

3.1
(7)

Васькина Дарья Денисовна

Научный руководитель: Василенко Елизавета Валерьевна, преподаватель русского языка и литературы

ОГБПОУ «Смоленский строительный колледж», г. Смоленск

E-mail: vsv@smolsk.ru

Аннотация

На сегодняшний день мы не можем представить свою жизнь без средств массовой информации. Благодаря СМИ формируется общественное состояние массового сознания. В работе рассматриваются наиболее типичные ошибки в СМИ, предлагается изменить уровень подготовки теле-радио-ведущих, отслеживать «качество» русского языка в интернете.

Язык – это наследие государства. Русский язык — один из богатейших языков в мире, он является частью истории и культуры русского народа. Сейчас многие обеспокоены тем, что к началу XXI века мы разучились нормально говорить и писать по-русски.

Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения – все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. Сегодня  все понимают, что СМИ влияют на формирование современного образа жизни и на язык в частности. Именно в средствах информации происходит изменение языковой нормы русского языка.

Данная работа затрагивает интерес к грамотной речи всего населения. Несмотря на возрастные и социальные группы людей, они подвержены влиянию СМИ в разной степени, ведь именно СМИ отчасти формируют культуру речи. Всегда приятно читать газеты с правильной речью, слушать ведущих новостей из телепередач, которые не используют слов-паразитов.

Речь людям нужна во всех областях жизни человека — чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, организовывать совместную работу, находить взаимопонимание дома, в школе, в транспорте, в магазине, в кругу сверстников, среди старших и младших.

По тому, как человек разговаривает, можно определить степень его культуры. Невежественный человек, не умеющий грамотно оформить свои мысли, не вызывает уважения, ему трудно будет найти престижную работу, ведь даже резюме надо составить грамотно.[1].

Не всегда удается выразить мысли ясно, четко, образно. Чтобы научиться этому умению – нужен упорный и долгий труд. Известная советская актриса  Ф.Г. Раневская говорила: «Орфографические ошибки в письме – как клоп на белой блузке» [2].

На основе материалов газет, радио и телевизионных программ было замечено, как допускаются однотипные грамматические ошибки.

Слова – паразиты, засоряющие нашу речь, являются показателем низкого культурного уровня человека. К сожалению, это явление в нашей жизни — показатель снижения общей культуры общества. Речь большинства людей практически невозможно представить без слов-паразитов.  Употребляемые в меру, такие слова придают речи дополненность и необходимую окраску, однако бездумное повторение слов-паразитов лишает их смысла и нагромождает речь лишними элементами. Слова-паразиты характерны для неформального общения и спонтанной речи, в ходе которой осуществляются одновременные процессы мышления и говорения. Эти процессы всегда сопровождаются небольшими заминками, которые заполняются теми или иными словами. Позже говорящий привыкает к такому способу заполнения пауз, приобретая тем самым вредную привычку употреблять сорные слова или фразы.

Наиболее популярные слова паразиты в русском языке: блин, как бы, вот, типа, короче, просто, прикинь, смотри, то есть, это самое, ага, ну. Порой, мы используем их в своей речи, даже не задумываясь. Где-то услышали, запомнили, а затем использовали. Для людей с ограниченным словарным запасом важно регулярное чтение, изучение новых слов, а также общение с интеллектуально развитыми людьми.

Если человек не заинтересован в теме разговора, стоит тактично сменить ее, а не отмахиваться от собеседника словами-паразитами.

Особую пользу в формировании речи несет составление собственного словаря интересных слов и выражений. Составить такой словарь можно на основе прочитанных литературных произведений, прослушивания интеллектуальных передач, а также в процессе общения с другими людьми.

Методов борьбы с речевыми паразитами очень много, однако самым важным аспектом этой борьбы является постоянный самоконтроль со стороны говорящего. Так же как паразиты стали привычкой, необходимо сделать своей привычкой красивую и лаконичную речь. В этом поможет дисциплина и регулярное внимание к собственной речи, которое должно проявляться не только в работе над устранением слов-паразитов, но и в улучшении дикции и расширении словарного запаса. Слова – паразиты можно часто встретить в электронных средствах массовой информации, ведь сегодня интернет переполнен журналистами-любителями, словарный запас которых, к сожалению,  не всегда отличается богатством речевых оборотов.

Лексические ошибки — самые популярные ошибками в СМИ. Лексика – это совокупность слов того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

Лексические ошибки – нарушение норм словоупотребления. Ошибки связаны с незнанием значений слов и устойчивых выражений и обусловленным этим незнанием их неправильным употреблением в речи.

Типичными для теле-радио-эфира являются погрешности следующего рода: «Пожар возник на очень высокой высоте», «Репортер проводил репортерское исследование», «Говоря о разговоре со Степашиным, депутат отметил…». Этот ряд можно продолжать долго. Явления такого порядка в лингвистике принято называть тавтологией. Несомненно, разговорные элементы, просторечные вкрапления (именно вкрапления) имеют право на жизнь в публицистике. Однако чувство меры в использовании средств разговорного стиля у журналистов нередко отсутствует. Рассмотрим на примере конкретных СМИ.

Радио. Несмотря на то, что радио не самое популярное СМИ, оно все равно продолжает оказывать сильнейшее воздействие на общественную жизнь. И абсолютно неважно, где мы находимся, будь это супермаркет, общественный транспорт, ни единого дня нашей жизни не проходит без радио. Мы можем его даже целенаправленно не слушать, но оно все равно будет вторгаться в наши жизни через приемники по всему миру.

В радиопередачах приглашенные гости, желая предстать перед слушателями умными и образованными людьми, пытаются использовать в своей речи научные, книжные термины, не совсем к месту применяя их, что влечет за собой массу лексических ошибок. При прослушивании некоторых эфиров, вот какие ошибки были обнаружены:

1.      Ошибка: «Это самое гуманное наказывание» (Борис Корчевников, «Прямой эфир») Правильно: «Это самое гуманное наказание»

2.      Ошибка: «НоворОжденная» (Иван Федотов, «Губернские новости»). Правильно: «НоворождЁнная»

3.      Ошибка: «МеждУ» (ТНТ «Губернские новости»). Правильно: «МЕжду».

4.      Ошибка: «ОбеспечЕние» (В. Кораблёва 1 канал «Новости»). Правильно: «ОбеспЕчение».

Печатные издания. Газеты важная часть жизни современного общества, но в настоящее время их всё более и более заменяет интернет, что имеет свои как положительные, так отрицательные результаты.

Роль газет и журналов в жизни общества огромна. Журналы, газеты, научно-популярная и художественная литература является основным средством хранения и передачи от поколения к поколению всех достижений науки и культуры. Для людей всех возрастов журналы и газеты служат источником знаний, помогают узнать и оценить жизнь, понять законы общественных отношений и явлений природы. Особенно велика роль печати для формирования социальных и нравственных идеалов человека, для усвоения им норм общественного поведения.

В газетах допускаются однотипные ошибки:

1)      Российская газета: «Все, что нужно для внеурочки — бумагу, картриджы…».

2)      Газета «Знамя»: «Сточные воды на ПСК «Полеко» вышла из-под контроля».

3)      Объявление в газете: «ПРОДАЕТСЯ полуторакомнатная квартира».

Интернет. Нельзя не упомянуть всемирную сеть Интернет, так как для большинства людей она стала самым популярным средством для общения. Пользуясь различными сайтами, переписываясь по электронной почте, нетрудно заметить, что в мире виртуального пространства слова русского языка зачастую употребляют, не соблюдая никакие нормы орфографии. На форумах и в чатах тексты пишут без использования знаков препинания, иногда без прописных букв, с большим количеством сокращений и опечаток. Также немало ошибок можно заметить в статьях и комментариях к ним.

Например:

1.      На первой странице Яндекса была опубликована статья:  «Снегопат угрожает центральной России».

2.      Ошибка в рекламе: «Оденьте очки чтобы испытать NVIDIA 3D VISION».

3.      Рекламный плакат «грузаперевозки»

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что отрицательное влияние на речевую культуру и уровень грамотности людей больше всего влияют радио, телевидение и Интернет. На первом месте, в частности у подростков, стоит общение в социальных сетях. Люди перестают следить за правильностью написания слов в переписке. При общении в социальных сетях они используют различного рода сокращения и жаргонизмы, применяют заимствованные иностранные слова. А информацию различного содержания черпают как  в сети Интернет, так и из СМИ.

Речевые, лексические и многие другие ошибки, которые мы слышим от дикторов телевидения, радиоведущих, замечаем в газетах и журналах, говорят о том, что чистота русского языка утрачивается.

Речь многих дикторов телевизионных программ часто построена неправильно, а также загрязнена словами – «паразитами». Мы слушаем её и непроизвольно начинаем допускать те же ошибки, что звучат в СМИ.

Восстановление русского языка в СМИ, скорее всего, необходимо начинать с более качественной подготовки и переподготовки кадров публицистов, ведущих программ, комментаторов, дикторов — всех тех, кто выносит русский язык в мультимедийное пространство.

Культура речи является показателем не только одного человека, но и всего общества в целом. Так как не может быть языка вне общества и общества не может существовать без языка. Язык и общество тесно связаны друг с другом.

Русский писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»[3].

А ведь красота и мудрость русского слова открывается во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.

Список использованных источников

  1. Колмакова  В. В. Влияние СМИ на речевую культуру /  В.В. Колмакова, К. Федоненко, Т. Савельев  // Молодой ученый. — 2016.- №7.4. — С. 14-17. — URL https://moluch.ru/archive/111/28221/ (дата обращения: 29.03.2020).
  2. Раневская  Ф.  Лучшие цитаты и афоризмы / Ф. Раневская // ООО «Издательство АСТ», 2014. — 80 с.
  3. Паустовский Константин  О величии Русского Языка // Проза.ру — российский литературный портал : [сайт]. — URL: https://www.proza.ru/ . — Текст : электронный.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.1 / 5. Количество оценок: 7

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий