Северинов Илья Антонович
Научный руководитель: Проваторова Ольга Анатольевна, учитель биологии МБОУ — СОШ № 6 г. Орла
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 6 г. Орла
Школьный двор – это не только часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Это и место, где учащиеся проводят свое свободное время. Поэтому для нас очень важен внешний вид пришкольной территории.
Под благоустройством и озеленением пришкольной территории подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика школьного двора. Красиво оформленный, окружённый зеленью и ухоженный школьный двор воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю.
Грамотно оформленный школьный двор улучшает настроение, повышает жизненный тонус, положительно влияет на здоровье детей и взрослых. Кроме того, не следует забывать, что школьная территория – это зона отдыха и прогулок для молодых мам с колясками, пожилых людей и прочих жителей близлежащих домов. Обустройство пришкольной территории не должно быть одинаково стандартным, будничным. И, конечно, во многом от того, что представляет собой пришкольный участок, зависит престиж самого учебного заведения.
Территория нашей школы не очень большая. Здесь произрастает большое количество лиственных растений (берез, акаций, рябины). Имеется спортивная площадка. Однако, нет оборудованных мест для отдыха, нет декоративного сада или хотя бы коллекционного участка, парадная часть школы не оформлена, на территории школы нет цветников. В прошлом году я выполнял проект по изучению хвойных растений Орловской области. Проводя инвентаризацию насаждений, мы выяснили, что на территории школы практически нет хвойных растений, хотя их роль велика, как с эстетической точки зрения, так и с медицинской.
Проблема благоустройства школьной территории является актуальной. Наш двор – образовательный ресурс школы, часть нашей воспитательной системы. Наша школьная территория – это часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна для ребенка, так как не только является составляющей частью процесса обучения, но и местом проведения свободного времени. Поэтому на основании изученного материала о хвойных растениях нам хотелось бы создать такой проект школы, в котором был расширен ассортимент растений за счет включения в него хвойных, а также имелись благоустроенные места отдыха со скамейками и красивоцветущими клумбами.
Таким образом, целью работы является создание проекта благоустройства и озеленения пришкольного участка с использованием хвойных растений.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— изучить литературу по тематике исследования;
— провести инвентаризацию существующих насаждений;
— провести функциональное зонирование территории;
— подобрать ассортимент хвойных растений для пришкольного участка;
— подобрать ассортимент цветочных растений для клумбы;
— изготовить макет пришкольного участка.
Методы исследования.
Теоретические исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению материалов, содержащихся в различных источниках.
— работа с литературой и интернет-ресурсами, сбор материалов по теме исследования.
Эмпирические исследования основаны на чувственном восприятии и измерениях. Эмпирические методы – важная часть научных исследований, наравне с теоретической. Это научное познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов и наблюдений. На эмпирическом уровне применяются такие методы, как наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент.
В данной работе применялись следующие методы:
— описание (проводилась инвентаризация насаждений: определялось, какие декоративные растения используются для озеленения территорий школы, а также изучалось видовое разнообразие растений)
— метод сравнения (сравнивались между собой хвойные и лиственные растения, оценивались их достоинства и недостатки)
— моделирование (изучение объекта путем создания и исследования его модели (копии), т.е. создание макета пришкольного участка);
— визуализация.
Результаты.
Проект благоустройства и озеленения территории МБОУ СОШ №6 г. Орла.
Архитектурно-планировочное решение территории школы.
Территория школы ограждена по периметру и имеет три входа и сквозной проезд. Мы планируем обозначить каждый из входов декоративными насаждениями из туи западной (формы колоновидной и шаровидной).
С одной стороны территория школы граничит с гаражным кооперативом. Таким образом, чтобы загородить неприглядный участок мы планируем вдоль ограждения разместить рядовую посадку из сосны обыкновенной и сосны Веймутова.
У главного фасада школы расположена парадная зона (зона для проведения торжественных линеек). По обеим сторонам от нее предлагается посадка декоративных групп из туи западной (формы шаровидной), можжевельника казацкого, можжевельника виргинского (формы колоновидной). Они придадут строгость и торжественность.
Отдельные функциональные зоны (например, спортивные и детские игровые площадки планируется разделить с помощью живых изгородей из лапчатки кустарниковой (курильского чая).
С помощью живой изгороди из спирея японской планируется создание на территории спортивной площадки декоративного элемента в виде олимпийских колец.
На территории школы среди насаждений березы повислой ранее располагалась детская игровая площадка, которая была демонтирована в связи с изношенностью оборудования. В настоящее время это ничем не занятая территория. Поэтому здесь мы планируем разместить зону отдыха, в которой будут присутствовать цветочная клумба, декоративные хвойные насаждения (ель канадская, ель колючая (форма голубая), лжетсуга Мензиса, а также лиственница европейская). Этот участок будет оставаться декоративным на протяжении всего года, особенно зимой. У детей также будет возможность украшать ели к новому году.
Таким образом, территория школы приобретет эстетически более привлекательный вид.
Проектируемый ассортимент
Ель канадская или сизая (Picea glauca) – вид вечнозеленых деревьев из рода Ель (Picea) семейства Сосновые (Pinaceae). Родом из Северной Америки.
Ель колючая (Pīcea pūngens) форма голубая — это хвойное вечнозеленое дерево. Оно чудесно произрастает в наших широтах, но попало к нам из американских штатов.
Лиственница европейская (Lárix decídua) — высокое хвойное дерево около 40м высоты с прямым мощным стволом, толщиной до 1-1,5 м.
Сосна обыкновенная (Pínus sylvéstris) — одно из самых распространенных хвойных деревьев и ценнейших хвойных пород на территории России.
Сосна Веймутова или белая восточная (Pinus Strobus) — высокорослое дерево (до 20м) с пирамидальной ажурной корой и сизовато-зеленой хвоей (до14см длиной) очень тонкой и мягкой.
Лжетсуга мензиса (Pseudotsuga menziesii) – одно из самых высоких и долгоживущих хвойных растений в мире.
Туя западная (Thúja occidentális) форма колоновидная – декоративное дерево.
Можжевельник виргинский (Junīperus virginiāna) — дерево 15-30 м высоты.
Можжевельник обыкновенный (Juniperus communis) представляет собой вечнозеленый хвойный кустарник (высотой 1-3 метра) или дерево (до 12 метров в высоту) из семейства кипарисовых.
Можжевельник казацкий (Juníperus sabína) — стелющийся хвойный кустарник высотой 1-1,5м, очень неприхотлив к условиям произрастания, быстро разрастается в ширину, образуя плотные заросли, постепенно укореняя ветви.
Кипарисовик горохоплодный (Chamaecýparis pisífera) — декоративное хвойное вечнозеленое растение кипарисовик в диком виде произрастает в горных районах Японии. Пихта корейская (Аbies koreana) все время зеленая и очень длительное время живет без дополнительной обрезки и формирования кроны.
Заключение (выводы)
Таким образом, создание проекта благоустройства и озеленения пришкольного участка с использованием хвойных растений выполнено.
Поставленные в начале исследования задачи выполнены в полном объеме.
Список использованных источников
- Губанов, И. А. Иллюстрированный определитель растений Средней России. Том 1. Папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные (однодольные) / И. А. Губанов, К. В. Киселева, В. С. Новиков, В.Н. Тихомиров. – Москва : Товарищество научных изданий КМК, 2002. – 526 с. – Текст : непосредственный.
- Матюхин, Д. Л. Виды и формы хвойных, культивируемые в России. Часть 1. / Д. Л. Матюхин, О. С. Манина, Н. С. Королева. – Москва : Товарищество научных изданий КМК, 2009. – 259 с. – Текст : непосредственный.