А. А. ФЕТ – ПОЭТ КРАСОТЫ, ПРИРОДЫ И ЛЮБВИ

4.8
(176)

Головин Иван Сергеевич

Научный руководитель: Крамская Любовь Анатольевна

Факультет среднего профессионального образования Политехнического института имени Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Орел

E-mail: Ivangolon973@gmail.com

Аннотация

В работе определяются поэтические особенности творчества нашего земляка А.А. Фета.

Если ты любишь, как я, бесконечно,

Если живешь ты любовью и дышишь, —

Руку на грудь положи мне беспечно:

Сердца биенье под нею услышь.

Это стихотворение А.А Фета поэтично и трогательно рассказывает о любви. Творчество А.А. Фета (1820-1892) — одна из вершин русской классической поэзии. К сожалению, и при жизни, и долгое время после смерти поэта его лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости. В связи с 200-летием со дня рождения А.А.Фета, появилась необходимость повысить интерес к творчеству нашего земляка.

Цель работы: исследовать и понять суть литературно-критических упоминаний, а главное попробовать познать поэтическую тайну Фета. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: проанализировать произведения Фета о любви и природе; сравнить стихотворения Фета и Пастернака, стихотворения Фета и картины художника Коровина; усовершенствовать навыки работы с разнообразными источниками информации; определить свое отношение к творчеству поэта.

Поначалу появление лирических откровений Фета сопровождалось

положительными откликами. «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», — писал в 1840 году В.Г.Белинский. Но позднее, когда накануне крестьянской реформы 1861 г. и после неё обострились социальные противоречия, и на страничках журнала «Современник» развернулась общественно-политическая борьба, оценка творчества Фета резко изменилась: «Господин Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и однако же отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе» (Добролюбов «Темное царство», 1859). Собрание сочинений Фета, появившееся в 1863 г. было встречено градом насмешек и оскорблений. Писарев утверждал, что произведения Фета ни на что не годны, кроме как «для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы», только тогда они будут приносить «некоторую долю практической пользы».

Всю свою жизнь Фет посвятил литературной работе. Его стихотворения печатались в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин». Что же это за стихи? Какие темы находит Фет для своих поэтических откровений? Основными темами произведений были любовь и природа. Анализ поэтических текстов позволяет сделать вывод, что фетовская тема любви чаще всего имеет оттенок трагический, стихотворения адресованы, как правило, одной и той же женщине, образ которой, окутанный дымкой таинственности, то приближается, то удаляется, но никогда не останавливается у той черты, подле которой он стал бы узнаваем читателем.

Во время военной службы, которой Фет вынужден был отдать лучшие годы жизни, протекавшей скучно и однообразно, через херсонского помещика А.Ф. Бржевского Фет познакомился с дочерью многодетного мелкопоместного дворянина, отставного генерала Лазича — Марией.

Ты раз явилась мне как дивное виденье,

Среди бесчисленных, бесчувственных людей, —

Но быстро молодость, любовь, и наслажденье,

И слава, и мечты, и ты еще быстрей.

Мне что-то новое сказали эти очи,

И новой истиной невольно грудь полна, —

Как будто на заре, подняв завесу ночи,

Я вижу образы пленительного сна.

Мария Кузьминична Лазич была серьезной, образованной девушкой, прекрасным музыкантом, любительницей поэзии. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили сердце молодого поэта. А сама она безоглядно и безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзанья, и слезы,

И заря, заря!..

У Фета появилась мечта сосредоточиться исключительно на поэзии, жить для нее и творить во имя нее. Однако ,литературные заработки были скудными, а надежды на наследство, которое обещал дядя (брат А.Ф. Шеншина), не оправдались. В 1845 г. после окончания университета, Фет идет на военную службу: унтер-офицером в Кирасирский орденский полк. Весной 1849 г. Фет писал другу детства И.П.Борисову: «Я встретил существо, которое люблю — и что еще, глубоко уважаю. Существо, которое, если б я со временем сочетался законным браком …, то это существо стояло бы до последней минуты создания моего передо мною — как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкою действительностью».

Казалось бы, что еще надо! Женись — и будь счастлив. Это ли не твоя судьба? Но уже в этом письме прозвучала сухая и далекая от романтической влюбленности фраза: «Но у неё ничего и у меня ничего — вот тема, которую я развиваю и вследствие которой я ни с места».Постепенно расчетливый разум человека, решившего вопреки превратностям судьбы стать состоятельным и независимым, берет верх над сердцем поэта, узнавшего прелесть чистой любви и надеявшегося на семейное счастье («Долго снились мне вопли рыданий твоих» 1886).

Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили во всех родовых имениях херсонской губернии: Мария сгорела, пожар возник, как полагали, от неосторожно брошенной спички. Те, кто знал о её душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта мысль не давала покоя Фету.

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,

В полночной тишине безвременно горя,

Вдали перед тобой прозрачно и красиво

Вставала вдруг заря.

И в эту красоту невольно взор тянуло,

В этот величавый блеск за темный весь предел, —

Ужель ничто в то время не шепнуло:

Там человек сгорел!

Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко, так возможно, погибло. И виновником был он сам.

Куда ни взгляну, встречаю везде неудачу,

И тягостно сердцу, что лгать я обязан несчастно,

Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,

Напрасно. Разлука!

Ещё одна тема в творчестве Фета — любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте. В каждом своем стихотворении Фет с филигранной точностью описывает мельчайшие детали картины природы, будто рассматривает полотно живописца:

Сядем здесь, у этой ивы.

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы струй дрожащего стекла!

Благодаря дарованию Фета, мы видим не только красивый пейзаж, но и вдыхаем аромат цветов, прислушиваемся к звукам природы: нежное пение птиц дополняется стрекотанием кузнечиков, и уже слышны отдаленные раскаты грома…

Как легко представить знойный летний день, когда в воздухе «несется запах медовой» и слышен «кузнечиков неугомонный звон»! Необыкновенно точно, емко и, вместе с тем, динамично рисуют картины природы безглагольные стихи Афанасия Фета. Стихотворение «Это утро, радость эта…» с каждой строкой все больше волнует нас. Мы видим яркое синее небо, на нас обрушивается лавина звуков, и финальным аккордом — бессонная ночь, «мгла и жар постели». Так бывает только весной! В стихотворениях о весне как нельзя более явно прослеживается неразрывная связь между природой и человеком.

Афанасий Фет, воспевая красоту природы, показал и красоту душ человеческих. Его стихи, искренние, глубокие, чувственные до сих пор находят отклик в сердцах читателей. Интересно в этом смысле стихотворение Фета «Весенний дождь» (1857) и Б. Пастернака «Светай». Здесь много глаголов, которые помогают уловить движение света и воздуха, эпитеты. Общее в этих двух стихотворениях: легкое, изящное описание природы, радостное восприятие жизни. И Фет и Пастернак провозглашают, что природа — огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык, поэтому в стихотворениях она не фон, не декорация, а действующее лицо. Более того Фет стремится к импрессионистическому взгляду на мир. Среди русских художников-импрессионистов выделяется К.А. Коровин. Его картины написаны с чувством влюбленности в это родное, что покоряет всех, кто любит русскую природу. Содержание образа, созданного художником, бесконечно сложно, и соткана эта сложность из тончайших переходов цвета, простого, но очень богатого оттенка. Также к имрессионизму близко стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом».

Цель этой работы — изучить и понять поэтические тайны в творчестве А.Фета — достигнута. Главные задачи, поставленные на начальном этапе, считаю успешно выполненными. Мы ознакомились с творчеством нашего земляка и выяснили особенности поэзии Фета. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Поэтический талант Фета имеет популярность и сейчас. Современный читатель испытывает интерес к его стихам. Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков, а также для приобщения молодого поколения к поэзии Фета. Работа помогла лично мне осознать, насколько душевна поэзия нашего земляка. Каждая строчка стихотворений Фета несут глубокий смысл, который может быть сразу не доступен для читателя. Для осознания глубокого смысла поэзии Фета необходимо определенное время.

Список использованных источников

  1. Фет А. А. Сборник стихов.-  Ленинград : Советский писатель, 1959. –  UPL: https://ruslit.traumlibrary.net/page/fet-polnoe.html.
  2. Обернихина Г. А. Русский язык и литература. Литературп : в 2 ч. Ч 2 : учебник для сред. проф. образования / под ред. Г.А. Обернихиной. – Москва : Академия, 2016 . — 240 с. – Текст : непосредственный.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 176

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

У этой записи один комментарий

  1. Вера

    Люблю А. А. Фета. Удачно выбраны отрывки, чувствуется родство души поэта и исследователя.

Добавить комментарий