Мерцалова Елена Вадимовна
Научный руководитель: Савостикова Анна Борисовна, канд.пед.наук, учитель русского языка и литературы МБОУ — гимназия №16 г. Орла
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия № 16 г. Орла
E-mail: school16_orel@mail.ru
Аннотация
В литературоведении последнего десятилетия наметилась тенденция изучения творчества поэтов и писателей, которые еще совсем недавно считались творцами второго и третьего ряда, не заслуживающими серьезного научного внимания. Постепенно изменилось не только отношение к мастерам художественного слова, не признанным в качестве классиков, но и литературным направлениям, литературным периодам в целом.
На современном этапе развития литературоведения возникла необходимость осмысления всей совокупности русской лирики конца ХIХ – начала ХХ века. Это и заставляет исследователей обращаться к творчеству поэтов, творивших в переходные литературные эпохи. Для русской литературы таким периодом стали 90-е годы ХIХ века, связанные с именами К. Случевского, С.Я. Надсона, В. Соловьева, Н. Минского, Д. Мережковского, К. Фофанова.
Среди перечисленных творцов особенное место занимает их современник — поэт, принесший в литературу новые темы, мотивы, образы, повлиявший на развитие всей русской поэзии рубежа веков – Иннокентий Федорович Анненский.
Удивительно высокая оценка творчества поэта делает изучение его поэтического наследия перспективным аспектом современной науки.
Цель исследовательской работы – выявление особенностей поэтической системы поэта через анализ флористических образов в его пейзажные лирики.
Актуальность работы – рассмотрение пейзажной лирики И.Ф. Анненского как одной из форм выражения импрессионистических
Задачи:
— изучение литературоведческих исследований по анализу творчества И.Ф. Анненского;
— анализ лирики И.Ф. Анненского;
— определение доминантных тем и образов;
— рассмотрение особенностей творческого метода поэта.
Предметом исследования является совокупность поэтических текстов И. Ф. Анненского, в которых доминантным образом стал образ цветка.
Методы исследования, использованные в работе:
общенаучные методы (наблюдение, анализ, синтез);
описательный метод;
метод сплошной выборки материала;
метод тематической классификации и статистической обработки данных.
Причины использования предлагаемых методов: доступность, научность, точность, эффективность.
Выводы:
Таким образом, по своим основным параметрам лирику И.Ф. Анненского, на наш взгляд, можно отнести к импрессионистическому направлению мировой литературы.
И.Ф. Анненский использовал такие черты, свойственные творчеству импрессионистов, как выдвижение на первый план какого-либо одного (ведущего) образа. В живописи К. Моне таким образом был Руанский собор, в лирике К. Бальмонта – солнце, в стихах И.Ф. Анненского – цветы.
Для поэтической манеры И.Ф. Анненского характерно активное использование цветописи, что также сближает его творчество с импрессионизмом.
Список использованных источников
- Андреев Л.Г. Импрессионизм / Л.Г. Андреев. – М., 1980.
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
- Булычева Т.А. Эстетика И.Ф. Анненского и проблема синтеза искусств в современном литературоведении // Литературоведение на пороге XXI века. – М., 1998. – С. 124-129.
- Венгеров С.А. Поэзия восьмидесятых годов. Переоценка всех ценностей // Русская литература ХХ века. 1890 – 1910. Т.1. – М., 1914. – С.41 –57.
- Гинзбург Л.Я. Вещный мир / Л.Я. Гинзбург // Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1974. – С. 292-330.
- Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ века. – М., 1975. – С.186 – 212.
- Лотман М.Ю. Метрический репертуар И. Анненского // Ученые записки ТГУ. Вып. 358. – Тарту, 1984. – С. 122-147.
- Тростников М.В. Сквозные мотивы лирики И. Анненского // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. – 1991. – Т. 50. – № 4. – С. 328-337.
- Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайны вселенной… : система пейзажных зарисовок в русской поэзии. – М., 1990.
- Юниверг Л. И.Ф.Анненский глазами Э.Ф. Голлербаха // Литературное обозрение. – 1996. – № 4. – С. 90-97.